АВИАБИБЛИОТЕКА: ПУСЭП Э.К. ТРЕВОЖНОЕ НЕБО
Издание:
Пусэп ЭндельКарлович
Тревожное небо.

Таллин "Ээсти раамат", 1978. Стр. 327 Тираж 40000

Аннотация издательства:
Как и у многих, чье детство совпало с самыми первыми шагами Советской власти, биография Героя Советского Союза Э. К. Пусэпа, автора этой книги, тесно связана с главными узловыми моментами истории нашей Родины. Эстонец по национальности, он родился в Сибири, на хуторе близ Красноярска. Учился в Ленинграде. В тридцатые-сороковые годы, когда наша страна начала планомерное освоение северных и восточных районов, Э. К. Пусэп служил в полярной авиации, вместе с известнейшими летчиками прокладывал сложные трассы над просторами советского Севера, неоднократно встречался с О. Ю. Шмидтом и И. Д. Папаниным.
С первых дней войны Э. К. Пусэп - военный летчик, участвует в первых налетах на фашистскую столицу - Берлин, защищает Ленинград, бомбит вражеские войска под Курском, Орлом и Белгородом. Со специальным правительственным заданием совершает ответственнейшие рейсы за линию фронта, над придавленной гитлеровским сапогом Европой в Англию, а затем и в Соединенные Штаты Америки.
После Великой Отечественной войны он восстанавливает Советскую власть в Эстонии и много лет находится там на ответственной советской работе.
Сейчас Э. К. Пусэп - персональный пенсионер. Живет в Таллине.


  • Книга в архиве: pusep2.zip (443 kb)
    Содержание
    Г. С. Титов. К читателям
    ГЛАВА 1. НА ВЫЙМОВСКИХ ХУТОРАХ
    Далекое-далекое
    Новая жизнь
    Записались в комсомол
    В Шало прилетел самолет
    В Островках
    ГЛАВА 2. БУДУ ЛЕТЧИКОМ
    В Ленинград
    Годы курсантские
    Я полетел сам
    Мертвая петля
    Нет худа без добра
    ГЛАВА 3. НАД ЛЬДАМИ АРКТИКИ
    Неожиданное назначение
    На поиски С. А. Леваневского
    На острове вечной мерзлоты
    Полет в Чокурдах
    На ледовой разведке
    ГЛАВА 4. В НЕБЕ ВОЙНЫ
    На Берлин
    На подступах к столице
    Самолет летает сам
    Ночь под праздник
    На огненной дуге
    Рассказ Вихорева
    ... На волоске
    Капитан Шамрай
    Рассказ капитана
    ГЛАВА 5. МЫ ДЕРЖИМ ЭКЗАМЕН
    Над оккупированной Европой
    В старой Англии
    Гибель Сережи Асямова
    ГЛАВА 6. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ
    Вновь Англия
    "Опытный специалист"
    В стране гейзеров
    Через "большую лужу"
    ГЛАВА 7. ПРИКАЗ РОДИНЫ ВЫПОЛНЕН
    В стране доллара
    В обратный путь
    Вновь над океаном
    Домой!
    ЭПИЛОГ.
    Список иллюстраций
    Комментарии
    К ЧИТАТЕЛЯМ

    Предвоенные годы были свидетелями бурного развития отечественной науки и техники, становления и развития советской авиации и роста мастерства летных кадров.

    Весь мир рукоплескал славным перелетам экипажей Валерия Чкалова, Михаила Громова, Владимира Коккинаки и Валентины Гризодубовой. Примерами подлинного героизма явились эпопея спасения челюскинцев и организация работы первой ледовой дрейфующей станции в районе Северного полюса.

    Большой вклад в развитие советской авиации внесли летчики-полярники. Воздушная экспедиция экипажей М. В. Водопьянова, В. С. Молокова, А. Д. Алексеева, И. П. Мазурука и П. Г. Головина на Северный полюс и посадка тяжелых кораблей на льдину в районе полюса открыли новую страницу в истории мировой авиации. Этот полет показал, что имея научную базу в Арктике, можно успешно наступать на суровую полярную неизвестность. Он показал также, как богата наша страна замечательными людьми, как преданы летчики своей отчизне и ленинской партии, которая заботливо растила могучие крылья Страны Советов. Опираясь на их опыт, у нас выросла целая плеяда отличных полярных летчиков, которых отличают и выдержка и самообладание, отличное знание летных качеств машины, умение быстро ориентироваться и воздушной и ледовой обстановке и находить, порой интуитивно, единственно правильное решение.

    Среди моих друзей и товарищей есть люди разных летных профессий. Но мне доставляет особенно большое удовольствие назвать в их числе Энделя Карловича Пусэпа, книгу которого я представляю читателям.

    Отважный полярный летчик Э. К. Пусэп храбро сражался на фронтах Великой Отечественной войны и за героические подвиги был удостоен высшей награды Родины - ему присвоено звание Героя Советского Союза.

    Разнообразной была в те годы боевая работа Энделя Карловича. Он, как и многие другие полярные летчики, ушел на фронт добровольцем. Ему, пилоту, накопившему богатый опыт длительных арктических полетов, была доверена служба в советской бомбардировочной авиации дальнего действия, наносившей удары по важнейшим военным объектам в глубоком тылу противника.

    Эндель Карлович был участником одного из первых налетов советской авиации на столицу фашистского рейха - Берлин. Это боевое задание командования он выполнил отлично. Впрочем, какую бы задачу перед ним ни ставили, он всегда демонстрировал высокое мастерство, мужество и стойкость. Так было и В боях с гитлеровцами под Москвой, и при испытании новой авиационном техники, и во время трансатлантических перелетов - в любом деле, второе, поручали Э. К. Пусэпу.

    Предлагаемая книга воскрешает отдельные страницы боевой биографии отважного летчика. Она, безусловно, вызовет интерес широкого круга читателей и послужит делу воспитания подрастающего поколения в духе беспредельной преданности партии, Родине, готовности отдать все силы и знания во имя светлых идеалов коммунизма.

    Генерал-майор авиации Г. С. Титов, Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР


    OCR и правка:
    Каргапольцев С.В.