АВИАБИБЛИОТЕКА: ЗИЛЬМАНОВИЧ Д.Я. "НА КРЫЛЬЯХ РОДИНЫ"

РАЗДЕЛ I
ФРОНТОВЫЕ ПУТИ-ДОРОГИ

Этот полк принадлежит к числу тех частей советских Вооруженных Сил, которые с первого дня Великой Отечественной войны встали на защиту священных воздушных рубежей нашей Отчизны и вели бои с немецко-фашистскими захватчиками на важнейших и решающих направлениях советско-германского фронта.

Летчики полка участвовали в героической обороне Одессы, в боях под Харьковом, прошли через пламя Сталинградской битвы, освобождали Ростов, Таганрог, Мелитополь, Донбасс, Крым, Советскую Прибалтику и закончили боевой путь в небе над Берлином.

Часть была сформирована в сентябре 1939 года на базе шестой истребительной авиаэскадрильи 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка 3-й авиационной армии особого назначения, а также летного и технического состава еще трех эскадрилий той же армии Ее возглавили командир майор Павел Николаевич Баранов, военком старший политрук Николай Андреевич Верховец, начальник штаба капитан Виктор Семенович Никитин, помощник командира майор Лев Львович Шестаков и старший инженер Николай Яковлевич Кобельков.

На должности командиров и военкомов эскадрилий были назначены Леонтьев и Н. А. Пискунов, Матвеев [1] и Ю. Б. Рыкачев, И. Е. Капустин и Ф. Н. Дубковский, П. Жидков и И. А. Никитин, инспектором по технике пилотирования полка - капитан М. Д. Хвостов, инженерами: по вооружению - И. А. Орлов, по специальному оборудованию - Ф. А. Пронин, инженерами эскадрилий- Д. В. Спиридонов, П. Ф. Федоров, Б. Я. Воробейчик, А. П. Золотарев, а позднее сменившие их Н. Ф. Юдин и Н. А. Бутов. Все они являлись надежными руководителями своих подразделений и служб,

Едва закончилось укомплектование эскадрилий и формирование служб, как полк получил приказ перелететь на постоянное место базирования в Одессу, на школьный аэродром ? 1. Здесь он вошел в состав 21 смешанной авиадивизии (САД), которой командовал полковник Д. П. Галунов.

Близость границы, ответственность за выполнение задач по охране неба Одессы, возложенных на полк, потребовали от всего личного состава постоянной и полной боевой готовности.

Напряженную летную подготовку в полку организовал возглавляемый В. С. Никитиным штаб. В него вошли В. С. Никонов, А. К. Геймбергер, Н. Я. Носачев и другие командиры, ставшие во главе соответствующих служб. Большую заботу о личном составе проявлял врач полка М. М. Шаньков.

Активную работу развернула партийная организация, насчитывавшая 80 человек. Первым парторгом полка был воентехник первого ранга П. С. Довгаленко, затем его сменил К. С. Пирогов. Ответственным секретарем бюро комсомольской организации, имевшей в своем составе свыше 200 комсомольцев, был избран заместитель политрука А. А. Ванеев. С начала формирования и до 1944 года на должности инструктора полка по пропаганде находился старший политрук Б. Л. Гловацкий.

Высокое чувство долга, ответственности и, конечно, напряженная работа всего личного состава обеспечивали выполнение первоочередных задач.

В конце декабря 1940 года из части на курсы при командно-штурманской академии ВВС был отправлен П. Н, Баранов, умелый командир и наставник. На его место в январе 1941 года прибыл майор Алексей Николаевич Марьинский, проработавший более девяти лет в военно-учебных заведениях. Под его командованием 69-й истребительный полк и встретил первый день войны. А с 16 августа 1941 года часть принял майор Лев Львович Шестаков.

Большую помощь в руководстве и организации боевой и политической подготовки оказывали полку командир 21-й САД полковник Д. Галунов, его заместители бригадный комиссар С. Михайленко и майор А. Митенков, начальник штаба подполковник Д. Кириллов, начальники служб штаба и управления дивизии.

* * *

Боевое крещение 69-й полк получил 22 июня 1941 года в составе 21-й САД, взаимодействуя с 67-м и 146-м истребительными, 5-м скоростным бомбардировочным и 11-м легкобомбардировочным полками этого соединения. Уже в самом начале воины па боевом счету дивизии - первые победы над гитлеровцами и их румынскими союзниками. Более 20 самолетов противника сбили летчики дивизии в первый день войны, а к концу июля счет сбитых вражеских машин был доведен до 150 [2].

В те дни поэт С. Михалков посвятил летчикам 21-й дивизии стихотворение, в котором были такие строки:

Сто пятьдесят самолетов
С черными крестами па крыле
Хотели победы в воздухе
И смерть нашли па земле...

Разгоревшиеся ожесточенные бои становились с каждым днем все тяжелее. Полк вел боевые действия на подступах к Одессе. С начала ее обороны, 5 августа 1941 года, 69-й ИАП вошел в состав ВВС Одесского оборонительного района под командованием В. Н. Кот-рова и был единственной из авиационных частей, которая вела боевые действия до эвакуации героических защитников этого города в Крым и имела с 19 августа в своем составе еще эскадрилью морских летчиков 8-го ИАП ВВС Черноморского флота во главе с капитаном Ф. И. Демченко и пять самолетов Ил-2 под командованием лейтенанта Н. П. Кутейникова.

115 суток, из них 73 в условиях осады, сражались летчики полка, защищая город и порт от фашистских захватчиков. Уже тогда полк назывался Одесским, а его авиаторов, по имени командира, называли - шестаковцами.

Боевые действия 69-го истребительного авиационного полка в осажденном городе были беспрецедентными. С начала обороны Одессы взлетать приходилось в непосредственной близости от линии фронта под постоянным обстрелом артиллерии противника. За короткое время на аэродромах базирования полка разорвалось более тысячи снарядов.

Назовем несколько из разработанных и использованных полком в тех боях новых приемов борьбы:

- массовое использование легкого истребителя И-16 в качестве истребителя-штурмовика, что было обеспечено установкой на всех самолетах системы подвески и пуска реактивных снарядов PC-82;

- оборудование и использование на И-16 системы подвески бомб и бомбосбрасывателей;

- борьба с большими группами бомбардировщиков противника в ночное время;

- разработка и использование тактики борьбы с вражеским самолетом ПЗЛ-24, имеющим меньший радиус виража, чем И-16.

Вплоть до самой эвакуации из Одессы летчики вели активные боевые действия и сбили 94 самолета и три планера противника. Еще 20 машин было уничтожено при штурмовках вражеских аэродромов. "Личный состав 69-го истребительного авиационного полка, - указывалось в представлении части к награждению орденом Красного Знамени, - за период с 22 июня по 8 сентября 1941 года проявил в разгроме фашистских варваров героизм и беспредельную преданность Коммунистической партии и социалистической Родине... 69-й истребительный авиационный полк, нанося противнику сокрушительные удары, обеспечивал нашим войскам выполнение приказа Народного комиссара обороны по защите города Одессы... Бойцы и командиры наземных войск восхищались героическими подвигами летчиков 69-го ИАП, неоднократно присылали благодарности за боевую помощь..."[3]

Вступивший в командование Приморской армией генерал-майор И. Е. Петров, отмечая особые заслуги полка, в одном из приказов писал, что летчики 69-го ИАП своей беззаветной преданностью делу Коммунистической партии и храбростью открыли новую страницу в истории нашей боевой авиации..."

Законом жизни для авиаторов стал приказ: "Одессу не сдавать и обороняться до последней возможности..." [4]. Даже раненые и больные не покидали строя. До последнего дня, когда осажденные войска получили приказ оставить город, во время эвакуации, полк вел непрекращающуюся борьбу с врагом.

* * *

Высоко оценил советский народ подвиг Одессы, назвал его городом-героем. И в этом городе бессмертной славы высоко чтят героев-освободителей, летчиков 69-го (9-го гвардейского) истребительного авиационного полка.

Останки погибших Героев Советского Союза В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова и А. А. Маланова покоятся под сенью серебристых тополей Аллеи Славы у подножья Вечного огня.

Именами Героев Советского Союза Л. Л. Шсстакова, В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова и А. А. Маланова названы улицы Одессы.

На мемориальной доске памяти героических защитников города-героя в сквере у Одесского академического оперного театра имени А. В. Луначарского начертаны имена Героев Советского Союза: В. Т. Топольского, С. А. Куницы, М. Е. Асташкина, М. И. Шилова, А. А. Маланова и А. А. Елохина.

* * *

Потери были серьезными, но полк как боевая единица сохранился. 30 ноября 1941 года он прибыл в Закавказье для пополнения и переучивания на новый самолет ЛАГГ-3. Почти одновременно пришел приказ о переформировании в два полка. Во вновь формируемый полк (условно названный 69-м литерным) вместе с командиром майором Ю. Б. Рыкачевым вошли военком старший политрук Ф. Н. Дубковский, старший инженер полка П. Ф. Федоров. Начальником штаба полка стал капитан В. С. Никонов, а парторгом - бывший комсорг части младший лейтенант А. А. Ваниев.

Командование и штаб 69-го ИАП провели большую работу по формированию эскадрилий. В первую их них командиром и военкомом были назначены А. Т. Череватенко и В. В. Шелемин, во вторую - М. И. Гулибин и Е. И. Торбеев. Партийным секретарем оставался К. С. Пирогов, а секретарем комсомольской организации полка избрали механика старшину Д. И. Кацена. Старшим инженером полка, вместо убывшего на новое место службы Н. Я. Кобелькова, стал Д. В. Спиридонов.

В самый разгар освоения нового самолета пришла радостная весть: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом доблесть и мужество 69-й истребительный авиационный полк награждался орденом Красного Знамени. В тот же день другим указом М. Е. Асташкину, А. А. Елохину, И. Г. Королеву, С. А. Кунице, А. А. Маланову, П. В. Полозу, Ю. Б. Рыкачеву, В. А. Серогод-скому, В. Т. Топольскому, А. Т. Череватенко, Л. Л. Шестакову, М. И. Шилову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда; пятерым это звание было присвоено посмертно. "Наш народ любит и чтит своих Героев, - писала тогда "Правда" в статье "Гордость советского народа".- Их пример зовет в бой против врага всех, у кого в груди бьется сердце советского патриота" [5].

С большим подъемом прошли в полку митинги, посвященные награждению. Летчики и техники торжественно обещали еще лучше готовиться к предстоящим боям. И их слова не расходились с делами.

Вскоре приказом Народного комиссара обороны за проявленную отвагу в боях с фашистами, за стойкость, мужество и героизм личного состава 69-й Краснознаменный истребительный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский. [6] С гордостью воспринял личный состав вступление в советскую гвардию. 1 июня стало памятным днем для авиаторов: военный комиссар Закавказского округа Герой Советского Союза полковой комиссар Якименко вручил полку гвардейское знамя. [7]

- Гвардейцы! О доблести вашей можно слагать легенды, - заканчивая свое приветствие, говорил Якименко.- Вы в неравных боях показали храбрость, стойкость, воинское умение и достойны гвардейского знамени. Так храните эту святыню как зеницу ока. Несите ее высоко через все трудности - к победе!

Сняли лица авиаторов-тех, кто в боях завоевал это знамя, и тех, кто под сенью его становился новым членом славной гвардейской семьи.

Четко и торжественно прозвучали слова клятвы, произнесенные командиром полка Героем Советского Союза гвардии майором Л. Л. Шестаковым и вслед за ним всеми гвардейцами:

- Мы клянемся до последнего дыхания, пока стучат сердца, быть верными партии, народу и тебе, наша святыня!

Мы отомстим врагу за смерть наших братьев и слезы матерей! Клянемся!

Учебные будни стали еще напряженнее. Весьма интенсивно проходили полеты. Все готовились к предстоящим боям.

"Опыт фронтовиков сделать достоянием всех!" - требовал Шестаков Это требование было подхвачено авиаторами. Высокую оценку часть получила при проверке ее готовности вылета на фронт.

10 июня 1942 года полк в полном составе на самолетах ЛАГГ-3 вылетел под Харьков на один из участков решающего в тот период Южного фронта. Наши войска вели ожесточенные бои против вражеских войск на изюмском, купянском, бурлуцком и ольховатском направлениях. Полк был включен в только что сформированную 268-ю истребительную авиационную дивизию генерал-майора Бориса Арсеньевича Сиднева (с весны 1944 года ею стал командовать полковник И. И. Гейбо), которая входила в воздушную армию под командованием Героя Советского Союза генерал-майора Тимофея Тимофеевича Хрюкина.

Прикрывая наши наземные войска и взаимодействуя с 271-й бомбардировочной дивизией, летчики полка способствовали успешному выполнению приказа - задержать фашистскую танковую группировку и не допустить ее продвижения па Купянск. В июньских боях гвардейцы сбили 17 самолетов противника.

Командование полка занималось подготовкой и организацией боевых вылетов каждой группы, каждого экипажа. Разбирались новые тактические приемы гитлеровцев, вырабатывались контрмеры. Полк перешел от полетов малыми группами к массированным боевым вылетам группами по 20-24 самолета.

В те грозные для страны дни личный состав части с величайшей ответственностью воспринял приказ Наркома обороны покончить с отступлением. "...Каждый командир, каждый красноармеец, политработник должен понять, - говорилось в приказе, - что наши средства не безграничны. Советское государство - это не пустыня, а люди: рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, жены, братья, дети..." "Ни шагу назад!" - звучал призыв, и этот призыв для авиаторов-гвардейцев стал законом их фронтовой жизни, который они понимали как необходимость отдавать делу разгрома захватчиков весь свой боевой опыт, все силы.

* * *

Захватив весной 1942 года инициативу, противник начал наступление и в июне вышел к Воронежу, верхнему течению Дона и захватил Донбасс.

В трудных условиях оказался 9-й гвардейский ИАП, технический состав которого вынужден был переправляться за Дон с боями. Лишь благодаря мужеству и стойкости гвардейцев, наземный состав полка под руководством В. С. Никитина, Д. В. Спиридонова, М. М. Шанькова, политработников К. С. Пирогова, Б. Л. Гловацкого, Д. И. Кацена избежал окружения, сумел сохранить свой состав и прибыл на аэродром базирования с гвардейским знаменем и боевыми документами.

Вскоре был создан Сталинградский фронт, и 23 июля 9-й авиаполк вошел в состав его войск.

Командующий 8-й воздушной армией генерал-майор авиации Т. Т, Хрюкин внимательно следил за боевой работой 9-го гвардейского и высоко ценил его успехи. Особую благодарность командарма шестаковцы заслужили за умелое прикрытие "дефицитных" тогда штурмовиков ИЛ-2.

Совершенствуя тактику прикрытия, они начали практиковать посылку в район боевых действий штурмовиков группы истребителей, чтобы сковать действия самолетов противника. В то же время другая группа выполняла задачи непосредственного прикрытия. Этот тактический прием позволил уменьшить потери летного состава. Были внесены также существенные изменения и в тактику действий истребителей над целью.

Потребовалось пересмотреть и выработать наиболее рациональные приемы ведения воздушной разведки: набор высоты при следовании в район цели, снижение в ее районе до 500-600 метров, просмотр объектов разведки с бреющего полета и уход с набором высоты - при этом нужно было внимательно следить за тем, чтобы не привести на свой аэродром "хвост", то есть вражеский самолет.

Слава о шестаковцах гремела по всему фронту. Армейская газета "Сталинские крылья" назвала имена 12-ти летчиков воздушной армии, лично сбивших вместе 123 и в групповых боях 108 фашистских истребителей и бомбардировщиков. В числе первых названных были летчики из 9-го гвардейского полка.

Высокую оценку действиям гвардейцев давали центральные газеты. "В ожесточенных боях за Сталинград, - писала "Красная Звезда", - полк увеличил свой боевой счет еще на 50 немецких машин. Большинство вылетов было произведено здесь на прикрытие штурмо виков, и эту весьма важную задачу летчики выполняли блестяще: от атак вражеских истребителей штурмовики не имели ни одной потери".

В тяжелых боях под Сталинградом генерал Т. Т. Хрюкин умело маневрировал силами (300 самолетов против 1200 вражеских) [8], сосредотачивал почти все, что было возможно, на направлениях, где возникала наибольшая опасность для обороны. Здесь он решил осуществить свою давнюю мечту - создать специальную авиационную истребительную часть для выполнения особых задач. Командующий армией предполагал подобрать для этой цели наиболее опытных летчиков из истребительных полков своей воздушной армии.

"Это должны быть асы в полном смысле слова, - говорил Хрюкни. - Только тогда они смогут справиться со сложными задачами в любых условиях, а часть в целом оправдает свое назначение".

"...В разгар Сталинградской битвы, - пишет в своих воспоминаниях генерал-полковник авиации А. Г. Рытов, - гитлеровское командование перебросило туда 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Ее костяк составляли ветераны воздушного флота. Многие из них участвовали в боях па стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести страх и ужас на защитников советского неба.

Против отборных фашистских вояк требовалось создать не только надежный щит, но и разящий меч, который бы оказался в состоянии нанести по ним смертельный удар, развеять в прах не в меру раздутую славу фашистских асов.

С этой целью и был сформирован 9-й истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославленные к тому времени советские летчики. При отборе к ним предъявлялись высокие требования: иметь на своем счету не менее пяти сбитых фашистских самолетов, являть собой пример отваги и товарищеской верности. Преобладающее число летчиков было коммунистами, готовыми в критическую минуту умереть, но не изменить военной присяге.

Возглавил отборную гвардию советских асов бесстрашный боец и талантливый авиационный командир Лев Львович Шестаков" [9].

Личный состав полка находился на переучивании в глубоком тылу, когда штаб воздушной армии развернул работу по отбору и пополнению части лучшими авиаторами. Группа технического состава убыла в Саратов на авиационный завод для изучения и получения новых самолетов Як-1.

В конце сентября - начале декабря 1942 года в 9-й полк были направлены Герои Советского Союза И. Д. Баранов и А. В. Мартынов (вскоре убыл из полка), прославившиеся в боях летчики Г. П. Кузьмин, А. Ф. Ковачевич, В. Д. Ла-вриненков, Амет-Хан Султан, И. Г. Борисов, А. Н. Карасев, Е. П. Дранищев, И. Я. Сержантов, И. А. Пишкан, Л А. Чиликин, И. В. Захаренко, И. В. Тимофеенко, В. И. Васильев, В. П. Ершов, А. И. Плотников и другие.

Вскоре 9-й полк, уже как полк советских асов, вновь включился в боевую работу.

Действуя с аэродромов Зеты и Трудолюбие, он успешно выполнил специальную задачу по уничтожению бомбардировщиков и транспортных самолетов противника, поддерживавших окруженные в Сталинграде немецко-фашистские войска.

В ожесточенных схватках росла боевая слава гвардейцев. За время ликвидации окруженной группировки Паулюса летчики совершили 693 вылета, в 64 групповых воздушных боях сбили 40 вражеских самолетов. Но были у гвардейцев и погори. В небе Сталинградского фронта они потеряли доблестных бойцов Г. И. Петько, И. И. Никонова, В. В. Шелемина. При испытании самолета погиб Герой Советского Союза командир эскадрильи В. А. Серогодский. А чуть позже, 17 января 1943 года, уже участвуя в наступательных боях, пал смертью храбрых прославленный ас Сталинградского фронта Герой Советского Союза штурман полка М. Д. Баранов, жизнь которого служила образцом верности воинскому долгу.

* * *

С преобразованием 30 декабря 1942 года Сталинградского фронта в Южный 9-й полк, как и все соединения и части 8-й воздушной армии, вошел в состав Южного фронта и выполнял операции но поддержке войск, перешедших в наступление на ростовском направлении.

День освобождения Ростова-на-Дону, 14 февраля, летчики отмечали особенно торжественно. Здесь в канун войны командовал эскадрильей Л. Л. Шестаков, проходил службу начальник штаба В. С. Никитин. Близким был этот город и многим другим их однополчанам. 7 марта в освобожденном Ростове-на-Дону была отмечена годовщина присвоения полку гвардейского звания. На двух полосах армейской газеты публиковались приветствия, поздравления, стихи. "Дорогие товарищи. боевые друзья, - писали руководители 268-й авиадивизии, - вы заслуженно можете гордиться своими ратными делами. 170 вражеских самолетов уничтожено вами в воздушных боях. Вы вырастили в своих рядах 12 Героев Советского Союза. Многие из вас награждены орденами и медалями". И как призыв звучали заключительные слова этого письма: "Фашисты еще не побеждены, борьба с ними не закончена. Вперед на врага!"

"Героям-гвардейцам!" назвал свое посвящение юбилярам армейский поэт:

От Черного моря до Волги-реки,
Над степью донской и Донбассом
Водили в сраженья свои ястребки
Советские славные асы...

Обрадовало гвардейцев и поздравление сталинградцев: "Товарищи летчики-шестаковцы! - писали руководители одного из райкомов города. - На подступах к Сталинграду и в самом городе сейчас врагом оставлены сотни разбитых самолетов, танков, орудий, машин. Это плоды и ваших героических действий. Земля и небо Сталинграда очищены от фашистских хищников. Но мы должны освободить от них всю Советскую землю, все небо над нашей Родиной..."

На большом подъеме отмечался этот день в полку. Вестибюль здания аэропорта, от которого остались лишь стены, общими силами был превращен в "банкетный зал". Допоздна из-за разрушенных стен здания неслись песни, музыка, смех.

* " *

С каждым днем рос вклад доблестных асов в общую борьбу с фашистскими захватчиками. Обращаясь в канун Первомая к молодежи соединения, комсомольцы-гвардейцы призывали равняться на лучших: "Сражаться так, как бесстрашный Иван Сержантов, сбивший 13 самолетов противника лично и восемь - в группе... Мы призываем всех усилить удары по врагу, презирая смерть во имя победы, уничтожать его беспощадно". С этим шел к Первомаю весь личный состав. В авангарде его стояли коммунисты во главе с командирами, роль которых в связи с укреплением единоначалия и упразднением замполитов в эскадрильях заметно возросла.

Прекрасными организаторами зарекомендовали себя капитан Ф. А. Бабий, возглавлявший партийную организацию, парторги эскадрилий старшина В. В. Кошпетрук и старший техник лейтенант Д. В. Кислягин.

Близким и нужным всем стал сменивший М. М. Шанькова врач полка Л. Л. Рудьков.

1 мая стало известно о присвоении звания Героя Советского Союза Л. Ф. Копачевичу и В. Д. Лавриненкову.

Приказом Наркома обороны от 3 мая 1943 года "...за образцы мужества и геройства в борьбе против фашистских захватчиков, а также в гелях дальнейшего закрепления памяти о героических подвигах наших славных авиаторов и создания традиции для поступающего в эти части молодого поколения" 9-му истребительному полку было присвоено наименование - Одесский.

* * *

Напряженные боевые действия развернулись с началом наступления наших войск 17 июля 1943 года. За 12 дней гвардейцы совершили 410 боевых вылетов и в 35 воздушных боях сбили 47 самолетов противника. Памятной датой для всей части стало 21 июля 1943 года. В этот день чествовали "двадцатников", то есть летчиков, которые сбили по 20 вражеских самолетов. "Именинниками" праздничного вечера стали Евгений Дранищев, Александр Карасев, Владимир Лавриненков и Алексей Алелюхин.

Победы в боях с сильным и опытным врагом стоили крови, а подчас и жизни. В июле не вернулись с боевых заданий старший лейтенант П. В. Костырко, младший лейтенант И. В. Чурюканов, погиб смертью храбрых младший лейтенант С. П. Левшенко.

При прорыве обороны противника на реке Молочной и освобождении Таганрога летный состав части под командованием Героя Советского Союза гвардии подполковника Анатолия Афанасьевича Морозова, который сменил Л. Л. Шестакова, назначенного заместителем командира 6-й гвардейской авиадивизии, за неделю совершил 247 самолето-вылетов и в 22 групповых воздушных боях сбил 35 вражеских самолетов.

* * *

В боях полк встречал четвертую годовщину своего формирования, а через месяц, 14 октября 1943 года, город Запорожье, место рождения части, был освобожден от оккупантов. Еще через десять дней наши воины очистили от врага Мелитополь. Летчики полка в сентябре-октябре совершили свыше тысячи боевых вылетов и в 39 воздушных боях сбили 39 самолетов и один планер нсмсцко-фашистских ВВС, не имея собственных потерь в летном составе. [10]

Участвуя в наступательных операциях войск Южного, (с 20. 10. 43 г. переименованного в 4-й Украинский) фронта, гвардейцы полка только в летний период совершили 2289 боевых самолето-вылетов и провели 126 воздушных боев, в которых было сбито 156 вражеских самолетов [11].

Понеся большие потери, противник в первых числах февраля вынужден был отойти на правый берег Днепра, лишившись Никопольского плацдарма.

На этом участке 9-й авиаполк произвел 433 боевых вылета, из которых большая половина (237) была выполнена на свободную охоту. В десяти воздушных боях летчики части сбили 11 самолетов, а в 115 штурмовках уничтожили более 100 автомашин, около 300 вражеских солдат и офицеров, три вагона, 12 цистерн с горючим и другую боевую технику противника [12].

13 марта 1944 года в бою в районе Проскурова пал смертью храбрых Лев Львович Шестаков, под командованием которого 19-й Краснознаменный истребительный тоже стал полком советских асов. Гибель любимого командира тяжело переживали летчики 9-го гвардейского полка. Ведь с именем Шестакова были связаны многие их боевые успехи, с ним они прошли большой и трудный путь.

* * *

1.11. 43 года первым в полку дважды Героем Советского Союза стал А. В. Алелюхин...

Наши войска готовились к разгрому противника в Крыму. В 9-м полку, в связи с подготовкой к наступлению, под развернутым гвардейским знаменем было зачитано обращение командования и политотдела 8-й воздушной армии. На митинге гвардейцы дали клятву драться с врагом до последнего дыхания.

В боях за Севастополь летчики полка в 32 групповых воздушных схватках, в которых участвовало со стороны противника 15 "мессершмиттов", 67 "фокке-вульфов" и с нашей стороны 264 "аэрокобры", сумели , уничтожить 21 самолет и шесть подбить, не потеряв;

при этом ни одного летчика. Продолжая участвовать в Крымской операции, воины 9-го гвардейского ИАП за шесть дней мая 1944 года совершили еще 304 самолето-вылета и в 11 боях сбили шесть "фоккеров" и вернулись без потерь. К вечеру 7 мая победное Красное Знамя реяло на Сапун-горе, а 9 мая был освобожден Севастополь. Преследуя вместе с наземными войсками отступавшего противника по всему фронту, летчики полка внесли достойный вклад в дело освобождения Крыма от фашистских захватчиков. Всего за Крымскую операцию 9-й гвардейский ИАП совершил 904 самолето-вылета; в 57 групповых воздушных боях летчики сбили 36, на земле сожгли один и вывели из строя 14 самолетов противника [13].

Особо отличившиеся в этих боях были представлены к правительственным наградам. Второй медали "Золотая Звезда" был удостоен подполковник В. Д. Лавриненков.

* * *

Вскоре 9-й полк приступил к освоению нового самолета "Лавочкин-7". В конце мая личный состав прибыл в Подмосковье, где по распоряжению Главного маршала авиации А. А. Новикова проходило доукомплектование и переучивание. В сентябре вместо убывшего на курсы Н. А. Верховца на должность заместителя командира полка по политической части прибыл подполковник Н. Ф. Фунтов, летчик-истребитель с 1936 года. участник боев на Халхин-Голе. В 1941 году он окончил Военную политическую академию имени В. И. Ленина.

25 сентября личным распоряжением командующего ВВС Советской Армии во главе полка вместо погибшего подполковника А. А. Морозова был поставлен майор В. Д. Лавриненков. Под его руководством часть завершила переучивание и полную подготовку к боевым действиям. С убытием из полка в Академию ВВС Героя Советского Союза А. Ф. Ковачевича заместителем командира полка назначили майора дважды Героя Советского Союза А. В. Алелюхина.

27 октября 9-й гвардейский в составе 44 экипажей тремя группами перелетел на 3-й Белорусский фронт и разместился на аэродроме в местечке Руткишки. Часть была зачислена в состав 303-й истребительной авиационной Смоленской Краснознаменной дивизии 1-й воздушной армии.

Накануне новых боев в части была проведена подготовительная работа с анализом местных условий.

Высокий моральный дух и наступательный порыв в сочетании с мастерством летчиков 9-го гвардейского обеспечили отличное выполнение ими задач во время боевых действий в Восточной Пруссии, при штурмовке Кенигсберга, в непрерывных воздушных боях над Земландским полуостровом.

Командование 9-го полка уделяло много внимания отработке вопросов взаимодействия с соседними прославленными в боях полками - 18-м, 139-м гвардейскими, полком французских летчиков-добровольцев "Нормандия" и 523-м разведывательным. Узы дружбы и товарищества помогали авиаторам переносить тяготы войны, одолевать общего врага. Боевой опыт летчиков незамедлительно становился достоянием других.

19 февраля целая группа летчиков была награждена орденами и медалями за активное участие в прорыве вражеской обороны в Восточной Пруссии и проявленные при этом доблесть и отвагу.

* * *

Советские войска готовились к последним решительным сражениям на берлинском направлении. К участию в них привлекались наиболее подготовленные части и соединения. В операции по штурму Берлина и окончательному разгрому фашистской Германии участвовал и 9-й гвардейский полк.

Наши войска стремительно двигались на Берлин. За три недели мая полку пришлось четыре раза перебазироваться и вести боевую работу с аэродромов Польши и центральной Германии - Реппен, Фюрстенвальд и Шенефельд (один из пригородов Берлина).

Полк получил задание вести свободную охоту в районе столицы рейха. Уже 25 апреля 18 Ла-7, выполняя полеты на "охоту", блокировали берлинский аэродром Темпельхоф, уничтожив на нем четырехмоторный самолет. На следующий день-с завершением окружения Берлина - полк перебазировался на аэродром Шенефельд.

Шли последние дни войны. 29 апреля полк непрерывным патрулированием в течение дня блокировал взлетно-посадочную полосу, сооруженную противником в парке Тиргартен. 22 "Лавочкиных" совершили 66 вылетов на блокировку и в 10 воздушных боях сбили семь и подбили два ФВ-190. Здесь особо отличились Амет-Хан, Елизаров, Тарасов и Твеленев. В тот же день пришлось несколько раз встретиться с реактивными самолетами противника. Майор Борисов и старший лейтенант Михайлов неоднократно атаковали их, однако из-за преобладания в скорости вражеских самолетов они не смогли подойти к ним на минимальную дистанцию, необходимую для поражения цели. По первому опыту летчиков 9-го полка был сделан вывод, что самолеты с реактивными двигателями не так страшны, как их старается изобразить противник. [14]

30 апреля наши войска, сосредоточенные в районе Берлина, тщательно готовились к штурму центра столицы фашистской Германии. 20 "Лавочкиных" совершили 34 боевых самолето-вылета на блокировку, но не встретили самолетов противника. Летчики, вернувшиеся из полета, сообщили, что на куполе рейхстага развевается Красное знамя. Ликованию, казалось, не будет конца. Каждого авиатора переполняли радость и гордость от сознания своей причастности к великой победе, до окончательного завоевания которой оставались считанные часы. 2 мая на торжественном построении полка был зачитан приказ Верховного главнокомандования, в котором за образцовое выполнение боевых заданий командования, участие в штурме и взятии Берлина всему личному составу полка объявлялась благодарность.

" " "

В один из майских вечеров, когда после ужина все свободные от службы авиаторы отдыхали, с улицы ворвались ликующие возгласы, автоматная и пистолетная стрельба. В какой-то миг их перекричал хор голосов: "Салют победе!". Вскочившие с постелей летчики приникли к окнам. Улицы были залиты светом прожекторов, и люди стреляли в воздух из всех видов оружия. Начальник штаба сообщил по телефону: "Война закончилась. Мир, ребята!" Командир, бросив трубку, объявил: "Это Победа!".

Построив полк, В. Д. Лавриненков приказал вынести знамя. Равняясь на алый стяг, личный состав четким строем в последний раз промаршировал по плацу, как бы завершая этим свой долгий и трудный фронтовой путь.

Летчики, техники и авиаспециалисты получили разрешение командира полка поехать в Берлин.

На стенах и колоннах рейхстага они прочли выцарапанные штыками и ножами, написанные углем, мелом и краской множество имен: русских, узбекских, украинских, грузинских... Чаще других виделись слова: "Дошли! Москва-Берлин! Сталинград-Берлин!". Встречались названия почти всех городов страны. И подписи, множество надписей, имен и фамилий воинов всех родов войск и специальностей. Они, эти надписи, превращались в скрижали истории, в приговор народа-победителя, подписанный сотнями его доблестных представителей.

Этот восторженный порыв - подписать приговор разгромленному фашизму на стенах рейхстага - охватил гвардейцев Одесского истребительного. Тут же нашли большую лестницу, поставили ее к колонне. Летчик Маклецов взял кусочек алебастра с одной из куч, подготовленных, по-видимому, для ремонта, и, поднявшись по ступенькам на высоту 4-5 метров, вывел слова: "Мы защищали Одессу - Сталинград Пришли в Берлин Летчики подразделения 2 Героя СС гв. майора Лавриненкова".

От волнения Маклецов даже пропустил в слове "Сталинград" букву "а".

Все захлопали. Но тут же начальник штаба приказал вычеркнуть последнюю фразу от слова "подразделение" и до конца. Маклецов выполнил приказание, то есть затер перчаткой эти слова.

* * *

Итак, за четыре года войны воины полка совершили 15152 боевых самолето-вылета, уничтожив в общей сложности 558 самолетов, 50 орудий, 31 паровоз, 43 вагона, 2 склада с боеприпасами, 15 цистерн с горючим, 6 катеров, 6 барж, 4 автотягача, 665 автомашин, 430 повозок, 765 лошадей, 12770 солдат и офицеров противника. Ратным трудом инженеров, техников и авиаспециалистов была обеспечена постоянная готовность и безотказная работа материальной части полка в каждом из боевых вылетов и восстановлено 16884 самолето-единицы. 21 раз объявлялась благодарность личному составу полка в приказах Верховного Главнокомандующего- за мужество и стойкость, проявленные в боях с фашистскими оккупантами.

К сожалению, нет возможности поименно назвать всех, кто отдавал свои силы делу Победы. Большая заслуга принадлежит тем, кто непосредственно водил в бой летчиков, - командирам авиационных эскадрилий: М Е. Асташкину, Ю. Б. Рыкачеву, П. В. Полозу, И. Е. Капустину, А. А. Елохину, Ф. Демченко, Н. С. Голубеву, П. Г. Рубцову, И. Т. Череватенко, И. Г. Королеву, Н. И. Никонову, А. В. Алелюхину, А. Ф. Ковачевичу, В. А. Серогодскому, В. Д. Лавриненкову, И. А. Пишкан, Амет-Хану Султану, И. Г. Борисову, И. В. Тимофееву, Б. В. Масленникову, И. Е. Аристархову и их инженерам:

П. Ф. Федорову, Н. Ф. Юдину, Н. А. Бутову, А. А. Добрецкому, Г. Л. Фату, О. А. Зюзину, 3. А. Фетисову; всему летному и техническому составу.

За боевые подвиги в Восточной Пруссии и в небе Берлина 25-й летчик полка был удостоен звания Героя Советского Союза; 2-ой "Золотой Звездой" были награждены Амет-Хан Султан и П. Я. Головачев.

Выдающиеся подвиги, доблесть и мужество личного состава полка в годы войны отмечены 727 правительственными наградами. Полк награжден орденом Красного Знамени и орденом Суворова III степени. Ему присвоено звание гвардейского и почетное наименование - Одесский.

28 Героев Советского Союза сражались в этом полку. 25 были его воспитанниками. Четырем летчикам высшее звание присваивалось дважды.

О них, гордости и славе наших Военно-Воздушных Сил, ведет в этой книге рассказ ее автор, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, вступивший в бои с фашистскими захватчиками 22 июня 1941 года в составе той же, что и 69-й истребительный авиаполк, 21-ой САД, с того же аэродрома в Одессе. Боевую дружбу и связь с породнившимися по дивизии однополчанами автор сохранил до наших дней и будет счастлив, если ему в очерках о героях полка советских асов удалось отдать должное их бессмертным подвигам.



Содержание - Дальше