АВИАБИБЛИОТЕКА: ЗИЛЬМАНОВИЧ Д.Я. "НА КРЫЛЬЯХ РОДИНЫ"

ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
ДРАНИЩЕВ
ЕВГЕНИЙ ПЕТРОВИЧ

Родился 20 декабря 1918 года в городе Шахты Ростовской области в семье рабочего, старого большевика. Русский. Член КПСС"

Учился в Таганроге и в Жданове. С детства мечтал летать.

В августе 1936 года Евгения Дранищева направили по комсомольской путевко в Чугуевское военное авиационное училище летчиков"

Был оставлен в училище инструктором. В Великую Отечественную войну вступил 23 августа 1942 года; участвовал в боях под Сталинградом, 23 октября удостоен ордена Ленина, в тот же день назначен в состав 9-го гвардейского истребительного авиаполка советских асов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза.

Сбил в воздушных боях лично 21 самолет противника, и в группе с товарищами - 7 самолетов.

Погиб 20 августа 1943 года.

Герой Советского Союза Е. П. Дранищев награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени и орденом Александра Невского.

ИСПЫТАНИЕ МУЖЕСТВОМ

Уже 23 августа, участвуя в отражении налета бомбардировщиков противника в районе Малой Россоши, Дранищев сбил "юнкерс". Это был первый в его жизни уничтоженный вражеский самолет, Евгений был возбужден боем и потом, в течение дня, неоднократно рассказывал товарищам в деталях перипетии воздушной схватки. Его характерная энергичная жестикуляция во время рассказа, выразительная интонация голоса заражали слушателей теми чувствами, которыми был переполнен сам Дранищев.

Первый бой показал, что в Дранищеве таятся незаурядные способности летчика-истребителя.

Как отмечали его командиры, Дранищев сумел увидеть врага раньше, чем тот увидел его, а его маневр для атаки был таким решительным и дерзким, что могли позавидовать уже имевшие не одну победу летчики эскадрильи.

И то, что этот успех был не случаен, Дранищев доказал в последующих боях.

В один из самых напряженных периодов на Сталинградском фронте, с 20 августа по 13 сентября, Дранищев провел десять воздушных боев, в которых сбил пять самолетов противника. Наиболее примечательный бой произошел 8 сентября. В тот день Евгений выполнял задание по прикрытию наших наземных войск и встретил группу бомбардировщиков противника до двенадцати Ю-88. Дранищев, разгадав замысел врага и не дав ему опомниться, пошел первым в атаку на ведущего. Фашист явно не ожидал такой дерзости и не успел уклониться от удара. А удар получился точным. Объятый пламенем 10-88 врезался в землю. Воспользовавшись замешательством и растерянностью вражеских летчиков, Евгений и повторной атаке сбил еще один "юнкерс".

Настоящим асом показал себя Дранищев через пять дней, выполняя задание по прикрытию района Центрального аэродрома. Вступив в паре в неравный бой с пятнадцатью Ю-88 и четырьмя Me-109, они устроили такую карусель, что у противника не было возможности произвести прицельное бомбометание. Дранищев и ведомый то и дело отвлекали и оттягивали "юнкерсы" от их цели, приводя в замешательство своими стремительными маневрами и атаками. Когда же "мессеры", прикрывавшие бомбардировщики, попытались завязать с ними бой, то сразу же потеряли один самолет. Это Дранищев, используя выгодную позицию, атаковал врага в лоб и сбил его.

23 октября за боевые успехи Евгений был награжден орденом Ленина.

В тот же день он прибыл по назначению в 9-й авиаполк .и там получил поздравления с высокой наградой.

Полк еще находился на аэродроме, где летный состав переучивался на новые самолеты "Яковлев-1". Евгений сразу же включился в жизнь нового для него боевого коллектива.

Евгений присматривался, и к нему присматривались. Вначале он все больше слушал Амет-Хана, смеялся над его шутками и остротами, а затем и сам, по выражению Амет-Хана, стал "показывать зубы", отвечая остротой на острое слово, парируя шуткой шутку, покоряя своих новых товарищей обаянием и заразительным смехом.

Меньше чем две недели потребовалось Дранищеву, чтобы сдать контрольные упражнения по программе переучивания. И он все усвоил так, что был отмечен в числе лучших по результатам учебы. Отличную оценку Евгений подтвердил в новых боях. Продолжая сражаться на Сталинградском фронте в составе 9-го гвардейского, он довел счет сбитых самолетов до девяти и по праву стал одним из наиболее результативных воздушных асов полка.

Большой боевой дружбой был связан в те трудные дни Дранищев со своим ведомым Владимиром Ершовым, успешно переучившимся с бомбардировщика на истребителя. Особенно это проявилось в боях за освобождение родных Евгению мест - Ростовской области. В 26 боевых вылетах за освобождение Ростова-на-Дону участвовал Евгений со своим ведомым, провел там десять воздушных боев, проявив завидное хладнокровие, смелость и бесстрашие.

"Здравствуй, дорогая мама! - писал Евгений 16 февраля 1943 года. - О своей жизни и работе писать много нечего. Правда, я мог бы написать то же, что и ты мне пишешь: "Тебе не до этого, мой дорогой сынок", но, однако, я пишу кратко, что было после переезда.

Я попал на Сталинградский фронт, непосредственно защищал Сталинград. Мои личные результаты боев за Сталинград: девять сбитых самолетов врага. В пределах Ростовской области уже сбил пять самолетов... Сейчас здоров, летаю, дерусь и даю гансам жару вместе со своими боевыми товарищами. Вот и все мои новости..."

В те дни Дранищев уже был заместителем командира экскадрильи.

Вечером 27 февраля сорок третьего года, получив приказ вылететь в район боевых действий наших войск для отражения налета бомбардировщикой противника, гвардии старший лейтенант Дранищев поднялся во главе четверки истребителей.

В сумерках при подходе к цели ведущий обнаружил вначале три "хейнкеля", а затем и новые группы фашистских бомбардировщиков в сопровождении истребителей. Всего в воздухе было семнадцать "хейнкелей", восемь "юнкерсов" и семь "мессершмиттов"-32 самолета противника против наших четырех истребителей, Но численное превосходство врага не смутило летчиков-гвардейцев.

Опытный ведущий Евгений Дранищсв усвоил одно из главных правил шестаковцев - кто владеет высотой. тот побеждает. Он мгновенно устремился вверх, за ним пошли ведомые, а когда вся четверка "Яков" оказалась выше самолетов противника, они внезапно атаковали фашистов сзади и сбоку.

В итоге наши истребители, ведомые Дранищевым, сбили один "хейнкель" и один "юнкерс" и вернулись на свой аэродром без потерь.

Подобные встречи с численно превосходящим противником не страшили Дранищева. И он никогда не избегал боя - этому учился у своих командиров: под Сталинградом - у Алелюхина, в районе Ростова - у Амет-Хана Султана.

Был случай, когда он в паре с ведомым вступил в бой с 19 фашистскими истребителями, помешал им штурмовать наши войска и сбил один "мессершмитт".

Нередко Дранищеву приходилось вести схватки на большой высоте, и Евгения вполне резонно называли специалистом по высотным боям. Однажды, когда в схватке с 15-ю "юнкерсами" Дранищев меткой очередью поразил фашистский самолет, ему во время прикрытия Отхода своих истребителей пришлось выдержать бой с двумя "мессершмиттами".

Фашистские летчики, заметив, что "Як" в воздухе Один, устремились за ним. Но самолет Дранищева уходил все выше и выше. Примерно на высоте 7000 метров "мессеры" стали отставать.

Когда "мессершмитты" оказались ниже его самолета на 400-500 метров, Дранищев резко перевел свой "Як" в пикирование и стремительно бросился на противника. Поймав в прицел вражескую машину, он дал по ней короткую очередь. Снова набрал высоту и снова пошел в атаку. На этот раз "мессер" вспыхнул как факел. И опять "Як"- в наборе высоты.

Вдруг Дранищев почувствовал удар по консольной части левой плоскости. Тут же начал давать перебой мотор, стрелка температуры воды ушла вправо до упора. Паром обдало лобовое стекло. Мотор заклинило. Дранищеву оставалось одно - планировать в направлении аэродрома. Используя высоту и отличные качества своего "Яковлева-1", он точно вышел на аэродром и благополучно посадил самолет.

Там его уже ждали. Открыв фонарь, Дранищев - усталый, но счастливый - доложил Амет-Хану:

- Сделал, как учили. Затащил "мессера" на 7300, оттуда спустил на землю.

- Ну и молодец, - ответил довольный командир. - Врагу уже с земли не подняться, а ты, Женя, гуляй по земле. А сейчас бегом в столовую.

* * *

В памятный для полка день 25 марта 1943 года, когда летчики в завязавшемся бою с группой из 80-90 вражеских бомбардировщиков, сильно прикрытых истребителями, сорвали удар по железнодорожному узлу Батайску и сбили шесть самолетов, смерть героя погиб таранивший машину гвардии старший лейтенант Петр Коровкин. Тяжело переживали эту потерю в полку, особенно те, кто видел таран Коровкина, и среди них Дранищев, который сам был готов к такому же подвигу.

Евгений один "юнкерс-" уничтожил, а другой подбил. В последней смелой атаке всей четверкой "Яков" Дранищев расстроил строй "юнкерсов" и устремился на отставший бомбардировщик. Дал очередь, но для второй патронов уже не было. Тогда он решил таранить "юнкерс".

"...Ввиду прекращения стрельбы (кончились патроны), - указывалось в боевом донесении, - пошел на таран. Подойдя вплотную к "юнкерсу", приготовился таранить, но бомбардировщик противника внезапно отвернул в сторону и Як-1 попал под огонь его стрелка. У самолета загорелась плоскость, заклинило мотор.

Старший лейтенант Дранищев скольжением потушил пламя и с пробитым мотором сел вынужденно на аэродром Батайск" [29].

В этих боях Евгений отличился также при штурмовке войск противника и в полетах на свободную воздушную охоту.

11 мая 1943 года группа в составе шести "Яков", ведомая Дранищевым, вылетела на свободную охоту в район Снежное - Харцизск -Успенская. Через пятнадцать минут полета на высоте 2000 метров Дранищев заметил внизу до 20 автомашин. Оставив двух "Яков" для прикрытия, он решил по главе четверки штурмовать колонну.

В результате атаки было уничтожено 11 грузовых и две легковых автомашины, повозки и до 60 солдат и офицеров.

23 июня Дранищев отличился в воздушном бою вместе с группой Алелюхина против четырех "юнкерсов" в районе Политотдельское. Во главе четверки (Ершов, Мольков, Головачев) он атаковал пытавшиеся уйти бомбардировщики и, взаимодействуя с группой Алелюхина (Тимофеенко, Михаплоч), сбил три Ю-88, а оставшийся четвертый "юнкерс" ушел в сторону своих войск.

* " *

В первый день начавшегося 17 июля сорок третьего года наступления в районе реки Миус Дранищев, будучи в группе из восьми "Яков", которые вел капитан Алелюхин, помог своей четверкой Алелюхину и Тимофеенко одержать победу над двумя "юнкерсами". Заметив новую группу из шести вражеских бомбардировщиков, Евгений подал сигнал и в паре с Твеленевым направился к ней.

Подойдя сверху, Дранищев стремительно бросился в .атаку и открыл огонь с короткой дистанции. Бомбардировщик, объятый пламенем, рухнул вниз. "Яки" по команде ведущего вернулись на свой аэродром.

Памятными в полку остались 21 и 22 июля, когда летчики части сбили девять самолетов противника, Один "юнкерс" был уничтожен Дранищевым. Доведя общий счет сбитых самолетов противника до двадцати, Евгений по числу побед сравнялся с такими асами полка, как Кузьмин, Лавриненков, Карасев, Алелюхин.

В те же дни, после боевой работы, в полку было организовано чествование летчиков, сбивших по двадцать самолетов. Местные художники нарисовали портреты этих летчиков, которые были вывешены в столовой. Повара испекли им личные торты. На вечере боевые товарищи поздравили виновников торжества, дали обязательства бить врага так же, как Кузьмин, Лавриненков, Алелюхин, Драннщев и Карасев.

22 июля 1943 года Дранищев был награжден орденом Красного Знамени, а 1 августа за отличное руководство и управление боевыми действиями групп самолетов - орденом Александра Невского.

* * *

К 17 августа Дранищев закончил переучивание на самолете типа "аэрокобра". А через три дня он не вернулся с боевого задания.

Евгения Дранищева уже не было в живых, а слава о нем продолжала греметь по всему фронту. 21 августа Е. П. Дранищев за образцовое выполнение боевых задании на Южном фронте в числе сбивших в боях в один день по 2-3 самолета противника (Амет-Хан Султан Твеленев Михаил Степанович) был награжден представтелем Ставки Верховного Главного командования Маршалом Советского Союза А. М. Василевским наручными часами. 24 августа в полк пришла весть о присвоении старшему лейтенанту Евгению Петровичу Дранищеву звиния Героя Советского Союза.

Товарищи старались своими письмами ободрить находившегося в безутешном горе отца.

"Евгений прибыл в эскадрилью, которой я командовал под Сталинградом, - писал А. В. Алелюхин отцу Дранищева. - Признаюсь, мне было легко с ним воевать. Скромный на земле, он показывал в воздухе чудеса героизма, отваги и обладал большой находчивостью.

Запомнилась глубокая осень 1942 г. Прикрывая наземные войска, Евгений встретил 12 самолетов противника и смело вступил с ними в бой. Он сбил двух стервятников, остальным помешал совершить свое черное дело.

Большую славу снискал Ваш сын и в небе Ростова, сражаясь с превосходящими силами противника. Он не спрашивал, сколько в небе врагов, ему надо было знать лишь, где они. Настоящий патриот своей Родины, он разил их беспощадно, до последнего дыхания. Спасибо Вам, Петр Григорьевич, за то, что Вы воспитали такого, сына"



Содержание - Дальше