АВИАБИБЛИОТЕКА: ЗИЛЬМАНОВИЧ Д.Я. "НА КРЫЛЬЯХ РОДИНЫ"

ДВАЖДЫ ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
АМЕТ-ХАН СУЛТАН

Родился 25 октября 1920 года в городе Алупка в рабочей семье. Мать - татарка (крым.) Отец - лакец. Член КПСС.

Закончил в 1936 году 7 классов местной школы и в 1933 году- железнодорожное ФЗУ. Начал свою трудовую деятельность слесарем, а затем подручным котельного мастера в железнодорожном депо, где комсомольцы избрали его своими вожаком.

С 9-м истребительным полком Амет-Хан Султан прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина.

За годы Великой Отечественной войны Амет-Хан Султан совершил 602 боевых вылета, провел 150 воздушных боев, лично сбил 30 и в группе с товарищами - 19 самолетов врага.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943г. удостоен звания Героя Советского Союза, а 29 июня 1945 г. награжден второй медалью "Золотая Звезда".

После Великой Отечественной войны, став летчиком-испытателем, Амет-Хан Султан испытал более 100 серийных и экспериментальных машин, став в ряд выдающихся летчиков-испытателей СССР.

В 1951 году Амет-Хану Султану было присвоено звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР", в 1963 году он стал лауреатом Государственной премии СССР.

Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды, а также орденом "Знак Почета".

Погиб при исполнении служебных обязанностей.

ОРЛИНОЕ СЕРДЦЕ

Когда он пришел в 9-й гвардейский авиационный волк, там уже знали о его подвиге- таране фашистского бомбардировщика в небе Москвы.

И еще свежей была в памяти его неравная схватка с гитлеровцами, в которой самолет Амет-Хана был прошит вражеской очередью. Мотор захлебнулся, и летчику оставалось только одно: покинуть горящую машину на парашюте. Он приземлился на нейтральной полосе Немцы, торопясь захватить живым советского летчика, бросились к нему, и Амет-Хан уже готов был с ними вступить в сражение, чтобы как можно дороже - большим числом уничтоженных гитлеровцев - отдать свою жизнь на этом клочке "ничейной" земли. Но едва успел поставить свой пистолет на боевой взвод, когда до бегущих немцев оставалось 250-300 метров, как увидел поднявшихся в атаку со стороны наших позиции советских бойцов. "Они отбили охоту гитлеровцам, - рассказывал он, -поживиться Амет-Ханом".

- Теперь я вижу, что незря они меня отбили, - шутил уже в кругу своих новых однополчан Амет-Хан.- В хорошую, видно, компанию я попал, и спасибо им за это.

А "компании" летчиков полка тоже понравился живой, очень подвижный, с открытой улыбкой, с завидным чувством юмора и неподдельной сердечностью Аметка, как любовно прозвали его гвардейцы

В начале Амет-Хана определили в 3-ю авиаэскадрилыо Героя Советского Союза Ивана Королева, но вскоре сам И. Г. Королев рекомендовал его на должность командира этой эскадрильи в связи со своим назначением на должность штурмана полка.

Несмотря на свою молодость, Амет-Хан был тогда самым молодым в полку комэском, он проявлял должную волю, настойчивость и незаурядные командирские способности, когда дело касалось выполнения боевого задания. Можно было лишь удивляться его способности видеть в воздухе все и всех. Он был строг и точен в выполнении боевых приказов. Но в случае необходимости не боялся проявить инициативу.

* * *

Как-то в районе Городища комэск повел на сопровождение штурмовиков семь истребителей. Когда стали штурмовать наземные войска противника, Амет-Хан заметил, что несколько "юнкерсов" бомбят наш передний край. Оставив звено для прикрытия штурмовиков, Амет-Хан с остальными истребителями поспешил навстречу врагу и завязал с ним бой. В короткой ожесточенной схватке наши летчики сбили три вражеские машины. После этого истребители во главе с Амет-Ханом вернулись к своим штурмовикам и благополучно довели их до своего аэродрома.

Получив новые самолеты "Яковлев-1", Амет-Хан и летчики его эскадрильи приняли участие в выполнении полком особо важной задачи - уничтожении транспортной авиации противника, поставляющей боеприпасы и продовольствие немецко-фашистским войскам, окруженным в районе Сталинграда.

С 10 октября 1942 года по 4 января 1943 года полк производил полеты с аэродромов Зеты и Трудолюбие. Амет-Хан участвовал в разгроме группы транспортных самолетов Ю-52, следовавших под прикрытием "мессеров" к Сталинграду. Четыре "юнкерса" и один Me-109 сбили в тот день летчики полка, два из них сбил Амет-Хан. Через два дня Амет-Хан Султан сбил бомбардировщик противника "Хейнкель-111".

"Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, - писал командир полка Шестаков, -Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир он требователен к себе и к подчиненным".

"Товарищ Амет-Хан, - писал заместитель командира полка по политической части Н. А. Верховен,, - только на Сталинградском фронте произвел 110 боевых вылетов, участвовал в 51 воздушном бою и лично сбил 6 самолетов противника... Амет-Хан Султан является грозой фашистских воздушных пиратов. Одно имя "Амет-Хан Султан" приводит в смятение фашистов. Амет-Хан - яркое олицетворение советского аса".[35]

Амет-Хан восторженно встретил весть о ликвидации Сталинградской группировки немецко-фашистских войск, а затем и о начавшемся наступлении наших армий Южного фронта.

Мужество и отвагу проявил Амет-Хан в воздушном бою 25 марта сорок третьего года, когда уже развернулось сражение за освобождение Дона и Северного Кавказа. Комэск возглавил четверку "Яков", вылетевших на перехват бомбардировщиков противника. В районе Кей. су они встретили около сорока "юнкерсов", которых прикрывали шесть "мессершмиттов". Впереди плотного строя самолетов противника шел флагманский бомбардировщик, окрашенный в белый цвет.

Амет-Хан сверху стремительно атаковал ведущего фашиста. Со 150 метров открыл огонь и стрелял до тех пор, пока не подошел к нему почти вплотную. Удар был точным, "юнкерс" загорелся, а спустя несколько секунд взорвался в воздухе. Увидев это, группа вражеских самолетов рассыпалась, стала беспорядочно уходить на запад. Сбросить бомбы на цель им так и не удалось.

Когда Амет-Хан вышел из атаки и набрал высоту, то заметил два "мессершмитта". Не мешкая, вступил с ними в бой. Фашистские летчики пытались подойти к "Яку" с разных сторон. Но Амет-Хан непрерывно маневрировал, не терял преимущества в высоте и дрался наступательно. Гитлеровцы ушли ни с чем.

Амет-Хан, возвращаясь на аэродром, старался держаться повыше. Он всегда учил своих летчиков не забывать о том, что вражеские истребители можно встретить в любой момент. Так получилось и на сей раз. Недалеко от аэродрома он заметил два "мессершмитта", которые шли на встречном курсе ниже их группы. Спикировав на ведущий Me-109, Амет-Хан поджег его.

Бессмертный подвиг в том бою совершил старший лейтенант Петр Коровкин. Когда у него иссяк запас патронов, он вплотную подошел к "юнкерсу" и ударил его левой плоскостью своей машины. Бомбардировщик развалился на куски. Однако погиб и храбрый Коровкин. Его похоронили на аэродроме имени Фрунзе. Сейчас на том месте разбит сквер, в котором воздвигнут обелиск в честь героев-летчиков 9-го гвардейского полка: Ивана Сержантова, Петра Коровкина и Ивана Купавы, сражавшихся в огненном небе Ростова.

"Высота - ключ к победе", - писал через три дня после боя в газетной статье гвардии капитан Амет-Хан. - Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его. С высоты удобнее осматриваться и вести прицельный огонь".

* * *

Фашистская авиация систематическими налетами на переправы через Дон грозила нарушить продвижение наших войск. Командующий фронтом требовал обеспечить бесперебойное действие переправы. Приказ Шестакова был лаконичен и краток: "Переправа должна действовать!" Таким же кратким был утвердительный ответ Амет-Хана: "Переправа будет действовать!"

С рассветом группа из десяти "аэрокобр", возглавляемая Амет-Ханом, вылетела в район переправы. Видимость в этот день была отличной -"миллион на миллион", как говорили летчики. Набрали высоту 4500 метров и построились в боевой порядок. В воздухе находились уже около получаса, когда Амет-Хан заметил три группы вражеских самолетов, следующих к переправе со стороны Азовского моря. Шли словно на параде. Впереди двадцать "хейнкелей", за ними - столько же "мессершмиттов", а замыкали строй еще двадцать "хейнкелей". Истребителей прикрытия видно не было...

Амет-Хан решил атаковать без промедления. Расстояние между нашими истребителями и фашистскими бомбардировщиками с каждой секундой сокращалось. Комэск, сделав разворот, скомандовал: "В атаку!"- и ринулся на врага. За ним устремились ведомые. Фашисты открыли заградительный огонь из пулеметов, установленных в хвостовой части самолетов. Подойдя на близкую дистанцию, гвардейцы дали по гитлеровцам первую короткую очередь. Сразу вышли из строя четыре "хейн-келя". Амет-Хан с набором высоты зашел еще раз над группой бомбардировщиков, и после второго удара еще два "хейнкеля" пошли к земле. В третьей атаке один за другим были подбиты еще два вражеских бомбардировщика. В большом замешательстве разворачивались самолеты противника и уходили в сторону моря, так и не сбросив на переправу ни одной бомбы.

Наседая на замыкающий "хейнкель", Амет-Хан почувствовал, как мотор его самолета стал терять ритм нормальной работы, а затем и вовсе начал давать перебои. Одной мыслью был занят в эти секунды летчик;

только бы не заглох мотор, только бы достать удиравший самолет. Это ему удалось. Длинная огненная стрела пронзила фашистский бомбардировщик.

Амет-Хан вышел из боя, передав командование заместителю, но долететь до своего аэродрома уже не смог. Поврежденный мотор заглох, и комэск посадил машину в поле.

К вечеру Амет-Хан был уже в своем полку и, рассказав друзьям о проведенном бое, тут же разрядил обойму своего пистолета в воздух традиционным салютом "За живых".

* * *

В августе 1943 года в связи с переходом частей Южного фронта в наступление, полк принял участие в боях по прорыву обороны немцев на реке Молочной и освобождению Таганрога.

20 августа 1943 года гвардии капитан Амет-Хан Султан в районе Калиновки сбил два вражеских бомбардировщика.

А на следующий день, вылетев во главе шести самолетов "аэрокобра" на прикрытие своих войск в район Калиновка-Дмитриевка, Амет-Хан встретил в районе Успенской на высоте 4000 метров 12 Ю -88. Дав команду "Атаковать в лобовую!", Амет-Хан, Головачев, Сафонов сбили по одному "юнкерсу", остальные фашистские самолеты в замешательстве начали сбрасывать бомбы над своей территорией.

В это время подошла вторая группа бомбардировщиков - пятнадцать Хе-111, -которую наши летчики атаковали четверкой сзади. В результате Амет-Хан и Головачев сбили еще по одному Хе-111, которые загорелись и упали в районе Успенской...

Сбив шесть самолетов противника и не имея своих потерь, группа Амет-Хана возвратилась на свой аэродром.

Наблюдавший за этим боем командующий фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин приказал наградить героя-летчика и отважного командира Амет-Хана Султана орденом Красного Знамени.

"На личном примере мужества и героизма, - указывалось в другом представлении командования, - он учил свой летный состав беспощадно уничтожать врага".[36]

Потом были новые бои.

* * *

24 августа 1943 года в полк пришла радостная весть о присвоении командиру эскадрильи гвардии капитану Амет-Хану Султану высокого звания Героя Советского Союза, а через неделю, 31 августа, в корреспонденции с Южного фронта, опубликованной в газете "Правда", в числе лучших героев воздушных боев над Таганрогом было названо имя Героя Советского Союза гвардии капитана Амет-Хана Султана.

Удача всегда сопутствовала комэску, причем не только в воздушных схватках. Бывало, что Амет-Хан попадал в исключительные ситуации и с честью выходил из них. Один из таких случаев произошел в районе Килигейских хуторов, что в низовьях Днепра. Вот как пишет о нем в своей книге В. Д. Лавриненков:

"В тот день с моря дул штормовой ветер. Когда Амет-Хан с Борисовым, пройдя над аэродромом, направились дальше, мы подумали, что пилоты хотят лучше присмотреться к местности, все учесть перед посадкой. Но через несколько минут увидели над собой уже не два, а три самолета, услышали перестрелку. Третьим оказался небольшой немецкий моноплан, он летел так низко, что нам было видно, как трудно ему бороться с сильным ветром.

Амет-Хан наседал на моноплан, выпуская в его сторону короткие очереди. Прижимаемый огнем к земле, гитлеровский пилот пошел на посадку, причем от испуга не заметил под собой аэродром и приземлился прямо в поле.

В тот же миг "аэрокобра" Амет-Хана развернулась в сторону аэродрома. А через несколько секунд она коснулась тремя колесами грунта, погасила скорость и подрулила к штабному зданию. Радостно возбужденный Амет-Хан спрыгнул с крыла и, улыбаясь, направился ко мне.

- Принимай подарок, дружище! Пилоту "физлер-шторха" и не снилось такое! Летел, наверно, в Евпаторию, а я посадил его на полуострове Лавриненкова...

- Везет тебе, Амет-Хан! Счастье не только идет, но и летит тебе навстречу.

- Ну это, Володя, еще как сказать... Если б я не погнался за ним - черта с два был бы он здесь! А впрочем - дело сделано Поехали! - уже спокойно закончил он, направляясь к машине, которая стояла невдалеке в укрытии".

Еще в начале 1943 года командующий 8-й воздушной армией ставил перед авиаторами задачи овладеть полетами на свободную охоту как одним из эффективных способов борьбы с противником. Гвардейцы единодушно откликнулись на этот призыв, с самой лучшей стороны проявил себя в свободной охоте Амет-Хан_

"Коль хочешь, чтобы твое имя стало таким же прославленным и почетным, каким является имя Амет-Хана, следуй его примеру, прислушивайся к советам, какие даст он летчикам-охотникам", - писала о нем армейская газета. Амет-Хан говорил: "Охота - мое любимое занятие. Есть где проявить свои способности, знания и опыт... о время "охоты" летчик должен стараться видеть все, а сам остаться незамеченным... Нападай на противника уогда, когда он меньше всего ожидает твоего нападения. При встрече с воздушным противником владей высотой и помни: кто выше, тот побеждает".

Вот только несколько примеров выполнения Амет-Ханом полетов на свободную охоту.

24 января сорок четвертого года, действуя на никопольском направлении, четыре самолета "аэрокобра" вылетели на охоту в район станции Туркаллы. Там они обнаружили эшелон, в котором было 18 цистерн с горючим. Атаку произвели по цистернам, в результате возникло четыре очага пожара. Повторный налет совершили через 50 минут. Ведущим четверки был капитан Амет-Хан. Эшелон оказался уже рассредоточенным. Тогда для большей безопасности Амет-Хан, растянув строй самолетов по фронту, предпринял две атаки по оставшимся цистернам. Шесть из них загорелось. Действуя решительно, летчики малыми средствами нанесли противнику большой ущерб.

8 февраля Амет-Хан во главе группы вылетел в район действия наших войск, преследовавших отступающего противника на правом берегу Днепра. В районе Борислава обнаружили две группы противника: три "юнкерса" и шесть "хейнкелей", с ходу атаковали. В результате Короткой схватки Амет-Хан уничтожил один бомбардировщик. После этого полет был продолжен, и летчики обнаружили колонну вражеских войск, двигавшуюся по дороге. Во время штурмовки группа уничтожила свыше двадцати солдат и офицеров.

19 марта две "аэрокобры" из эскадрильи Амет-Хана вылетели на свободную охоту в район севернее Одессы и обнаружили на вражеском аэродроме скопление самолетов. Комэск решил нанести по противнику штурмовой удар. Однако полет на штурмовку аэродрома в тот же день из-за снегопада пришлось отложить.

Утром следующего дня Амет-Хан для доразведки послал пару охотников, которые подтвердили ранее полученные сведения. И тогда шестерка самолетов, "аэрокобры", во главе с Амет-Ханом вылетела на штурмовку. По его замыслу группа разделилась на две:

ударную из четырех самолетов, которую возглавил он сам, и прикрывавшую пару гвардии старшего лейтенанта Киреева.

Удар был внезапным. Четверка Амет-Хана произвела несколько атак, пара Киреева, патрулировавшая на высоте 600-800 метров, надежно прикрывала ударную группу. Три самолета Ю-52 и три "хейнкеля" были уничтожены. На аэродроме горели постройки и техника.

Возвращаясь с задания, Амет-Хан зорко осматривал пространство. Заметив на железнодорожном перегоне паровоз, воздушный охотник атаковал его.

Сорок четвертый год был памятен Амет-Хану тем, что полк участвовал преимущественно в наступательных операциях наших войск, а это накладывало особый отпечаток на боевые действия летчиков. Уже не столь уверенно дрались в воздухе фашисты, а наши летчики обрели опыт, решимость и силу.

Амет-Хану и его "орлам" верили, на них надеялись и ими восхищались лучшие летчики - штурмовики фронта.

"...В Крыму у гитлеровцев, - пишет отважный штурмовик, дважды Герой Советского Союза М. Г. Гареев, - было много техники, артиллерии, в том числе зенитной, и самолетов. Без истребителей прикрытия появляться в небе было небезопасно. Чаще всего на выполнение боевых заданий мы вылетали под прикрытием эскадрильи Героя Советского Союза Амет-Хана Султана.

Слава о ратных подвигах этого летчика гремела по всему фронту. О нем рассказывали истории, похожие на легенды. Наши им восхищались, а гитлеровцы боялись как огня. Летал Амет-Хан Султан мастерски, любил высоту, скорость и точный удар... И в бою и в жизни мне очень хотелось походить на этого замечательного человека". [37]

Не менее лестные отзывы о высоких боевых качествах Амет-Хана Султана и его летчиков поступали в дни ожесточенных боев за Крым и от летчиков-бомбардировщиков. Так, командование 6-й гвардейской бомбардировочной авиационной Таганрогской дивизии писало на имя командира 6-й гвардейской истребительной авиадивизии:

"...Личный состав дивизии выражает спою признательность и благодарит Ваших истребителей за отличное обеспечение прикрытием наших бомбардировщиков - не допустили ни одной потери бомбардировщиков от истребителей противника, и особенно тогда, когда строй бомбардировщиков после бомбометания при противозенитных маневрах растягивался, а также отдельные отставшие самолеты, подбитые огнем ЗА противника, надежно обеспечивались прикрытием.

Примером этого могут служить: Герой Советского Союза гвардии майор Амет-Хан Султан отбил атаки ФВ-180 по отставшему Пе-2 гвардии капитана Палия, сопровождал его до самой посадки..."

В своих воспоминаниях о героях-однополчанах дважды Герой Советского Союза А. В. Алелюхин пишет: "Особенно известен был Амет-Хан Султан. Он был неутомим в работе, отважен в бою, смел в принятии решения. Из его боев 1944 года мне запомнился один, когда шестерка Амет-Хана прикрывала действия штурмовиков дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева.

Штурмовики выполнили второй заход на скопление фашистских танков. В это время над горизонтом появилось 12 темных точек.

- Приготовиться к бою! - подал команду Амет-Хан.

Он верил в своих боевых друзей и смело пошел на ведущего. Рядом неизменный друг - Иван Борисов. Ведущим фашистских истребителей оказался опытный летчик.

Он не только оборонялся, но и нападал. И все-таки Амет-Хан сумел обмануть врага. На выходе из боевого разворота он поймал его в прицел и дал короткую очередь. Гитлеровец сорвался в штопор и под крутым углом врезался в землю.

Амет-Хан осмотрелся, сделал горку. Штурмовики продолжали свое дело. Фашистские истребители были связаны боем. Но что это? Сердце похолодело: к хвосту машины Борисова пристроился гитлеровец. Амет-Хан бросил свой истребитель вниз. Фашист успел дать только одну очередь, как в ту же секунду сам задымил, получив порцию свинца от Амет-Хана. Жизнь друга была спасена".

Летая в крымском небе, он не мог удержаться, чтобы не пройти над родной Алупкой. С воздуха курортный городок был как на ладони и казался совсем маленьким, какими и помнятся родные места взрослым, оставившим их еще в детстве. Все как будто бы было как прежде. Вот и узкая улочка. А вот и до боли знакомый домик со ступеньками, по которым он когда-то делал первые шаги, и показалось, что кто-то пробежал по двору, но разглядеть было трудно, хотя проходил Амет-Хан прямо над крышей родного дома.

Через несколько дней, когда Крым уже был свободным, Амет-Хан пригласил всех однополчан к себе в Алупку.

Приехали вместе с командиром полка Морозовым на трех машинах.

Едва успела остановиться машина, как из нее выпрыгнул Амет-Хан и побежал навстречу отцу и спешившей за ним матери. Амет-Хан подхватил на руки рыдающую от радости мать и понес в дом. Летчики застыли, наблюдая эту трогательную и радостную картину.

За расспросами и рассказами прошло это редкое для фронтовиков застолье. Но в общий радостный настрой врывались и нотки тяжких воспоминаний о днях, проведенных под гнетом фашистов. Отец все порывался подробно рассказать об этом сыну, но мать сдерживала его: "Не о том, отец, говоришь, лучше послушаем сына".

К дому потянулись родные, знакомые и незнакомые жители Алупки. Всем хотелось обнять героя-земляка.

Когда гости вышли во двор, там их ждала восторженная толпа. Подхватили Амет-Хана на руки и со словами: "Слава! Слава!" начали его качать. Потом так же славили его друзей-однополчан...

* * *

Весной сорок пятого Амет-Хан был назначен на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе.

Когда шли ожесточенные бои на подступах к Берлину, гвардии майор Амет-Хан Султан был представлен вторично к высокому званию Героя Советского Союза.

Это был один из дней завершающих боев за Берлин, когда Амет-Хан совершил 603-й с начала войны боевой вылет. Под ним было пылающее в огне фашистское догово.

Имея задачу блокировать взлетно-посадочную полосу парка Тиргартен, Амет-Хан во время полета над аэродромом Темпельхоф ниже себя обнаружил дна "фокке-вульфа", которые пытались штурмовать боевые порядки нашей дальнобойной артиллерии, обстреливавшей здание рейхстага. Он имел преимущество в высоте и немедленно атаковал ведущий вражеский самолет. Второй очередью ему удалось сбить "фоккер". Самолет упал в центре темпельховского аэропорта. Фашистский летчик, выбросившись с парашютом, приземлился в районе огневых позиций нашей артбатареи, где артиллеристами был взят в плен.

Сбив гитлеровца, Амет-Хан сел на центральный берлинский аэродром в тот момент, когда еще вокруг шла стрельба.

- Захожу на посадку и еще не уверен, - вспоминал Амет-Хан, - наши или немцы хозяйничают на аэродроме. Сел, но мотор на всякий случай не выключил. Смотрю, к самолету бегут наши пехотинцы. Первый, едва подбежав к самолету, радостно закричал: "Наш, наш!". Не успел я оглянуться, как оказался в объятиях наших бойцов, со слезами радости целовавших красные звезды на моем самолете. Это забыть невозможно...

* * *

Амет-Хан не мыслил своей жизни без ощущений полета и неба. И когда встал вопрос, как жить после долгих и тяжелых лет войны, он выбрал небо и самолеты - стал летчиком-испытателем.

Он действительно "учил летать самолеты", год за годом увеличивая число укрощенных им машин. К пятнадцатилетию испытательской работы им было испытано более 100 типов самолетов.

За сравнительно короткий срок он выдвинулся в число ведущих летчиков-испытателей страны. Он отдал испытательской работе четверть века.

Сердечно отметили авиаторы страны, работники aвиaционной промышленности пятидесятилетие замечательного летчика.

"Дорогой друг! - писали его соратники, известные во всей стране летчики-испытатели, - твое имя по праву упоминается в первом десятке самых прославленных имен летчиков-испытателей..."

Обращаясь к юбиляру, руководители и сотрудники КБ имени А. Н. Туполева писали:

"Мы знаем тебя не только как великого летчика, твоя работа является примером для всех нас, мы знаем тебя как скромного, энергичного, юношески подвижного и отличного человека, и оттого, восхищаясь твоими профессиональными качествами, мы выражаем тебе свою искреннюю любовь".

Генеральные и главные конструкторы, сотни инженеров, летчиков, рабочих и инженерно-технических работников прислали свои приветствия юбиляру.

Амет-Хан был в расцвете сил и энергии, когда смерть настигла его на боевом посту.

В одном из своих обращений к бывшим однополчанам дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации В. Д. Лавриненков писал: "Вспоминаю дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана - человека необычайного мужества. Он был для всех нас олицетворением летчика, воплотившего в себе лучшие черты советского воздушного бойца. Он отличался необычайной любовью к летному делу, ничто, как говорится, не могло его вышибить из "седла" - кабины самолета. И все мы, его боевые друзья, как большое горе восприняли весть о том, что наш Амет-Хан Султан погиб при исполнении служебных обязанностей. Он до конца остался верен воинскому долгу, память о нем всегда будет жить в наших сердцах, она будет служить делу воспитания молодого поколения авиаторов".

"По единодушному мнению авторитетов от авиации, - писала об Амет-Хане газета "Правда", -это имя значится в первом ряду испытателей: рядом с Чкаловым, Громовым, Анохиным, Владимиром Коккинаки, Рыбко, Гринчиком и Шияновым..."

В Алупке и Махачкале установлены бюсты дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии и заслуженного летчика-испытателя СССР Амет-Хана Султана. Его именем названы пионерские отряды и дружины. А в подмосковном городе Жуковске улица - продолжение улицы В. П. Чкалова - названа его именем и ведет она туда, откуда эти великие летчики уходили в небо.



Содержание - Дальше