АВИАБИБЛИОТЕКА: ДЖЕЛКИШЕВ САИД "ЗВЕЗДЫ НА КРЫЛЬЯХ"

КРЫЛАТЫЙ ПАРТИЗАН

"В одну из ночей января 1943 г. десять У-2 стояли на аэродроме, готовые к вылету. В 9-ю бригаду Калининских партизан потребовалось доставить оружие, боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Полет должен был выполняться парами. Первыми вылетали И. Суницкий и Л. Горяков. Они -"ночники". Умеют летать ночью и над своей территорией, и за линией фронта в расположении противника", - так начинается небольшая заметка о "крылатом партизане", летчике Иване Иосифовиче Суницком, помещенная в сборнике "Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне" [Гражданский воздушный флот в Великой Отечественной войне". М., 1985, с.139.]. Я хорошо знаю Ивана Суницкого и, встретив краткое упоминание о нем в этой книге, решил рассказать читателям о его подвигах. На войне Суницкий выполнял очень трудную, серьезную и важную работу: летал к партизанам, и вовсе не зря его прозвали "крылатым партизаном".

Известно, что боевые действия партизанских групп против немецко-фашистских войск начались в первые же недели войны.

В глубоком тылу противника сражалась огромная армия народных мстителей, образовались целые партизанские районы, в которые фашисты не решались соваться. В этих районах активно функционировали райкомы партии и комсомола, исполкомы Советов депутатов трудящихся. Население оккупированных сел и городов оказывало партизанам всестороннюю помощь продовольствием, одеждой, медикаментами, многие села стали прочными партизанскими базами. Народные мстители громили фашистские гарнизоны, взрывали мосты, железнодорожные эшелоны, выводили из строя вражеские коммуникации. Для борьбы с партизанскими силами немецко-фашистское командование бросает отряды полевой жандармерии, выделяет крупные воинские части и соединения. Фашисты вынуждены снимать с фронта полки и дивизии и направлять их против партизан. В боях оккупанты использовали артиллерию, танки и даже бомбардировочную авиацию.

В этих условиях отряды народных мстителей часто оказывались в трудном положении и нуждались в поддержке. При штабах фронтов были созданы специальные десантные части и авиационные группы из числа кадровых воинов и авиаторов. Особенно действенную помощь партизанскому движению оказывали транспортные авиаполки Гражданского воздушного флота. Они в основном подчинялись штабам воздушных армий фронтов и выполняли ответственные задания различного характера: занимались разведкой, бомбометанием, летали в тыл врага к партизанам, перебрасывали войска и боеприпасы.

В составе 9-го, 13-го и 97-го авиаполков ГВФ было много летчиков-казахстанцев. Среди них выделялся Иван Иосифович Суницкий. Вот некоторые данные его биографии. Иван Иосифович родился в 1918 году в поселке Спасский Завод Карагандинской области. В 1938 году будущий авиатор поступает в Алма-Атинский техникум связи, оттуда по путевке комсомола уезжает в Тамбовское летное училище. После окончания учебы в 1940 году Иван Суницкий получает свидетельство пилота ГВФ и летает линейным пилотом ГВФ на местных воздушных линиях.

С начала Великой Отечественной войны Суницкий подавал командованию рапорт за рапортом с просьбой отправить на фронт. Однако с передовыми позициями ему пришлось познакомиться лишь в феврале 1942 года. Молодого пилота направляют служить в состав 9-го отдельного авиаполка ГВФ, затем перебрасывают в 134-й, а позже в 97-й авиаполк. Пришлось сражаться на Юго-Западном, Центральном и Прибалтийском фронтах, воевать в составе 1-й и 16-й воздушных армий. Боевая работа до конца захватила летчика, он много летает, выполняя самые различные задания.

В ноябре 1942 года на Юго-Западном фронте сложилась напряженная обстановка. Гитлеровские войска вели упорные бои на Северном Кавказе и на многих направлениях сильно потеснили наши части. Фашистам удалось прорваться к Нальчику. В ущельях близ города была окружена и прижата к горам наша 37-я армия. Действия авиации были чрезвычайно затруднены, по узкому ущелью не могли летать ни тяжелые бомбардировщики, ни штурмовики. Как всегда, в таких случаях выручал неутомимый трудяга По-2. Именно такие самолеты наше командование особенно интенсивно использовало в оборонительных боях на Кавказе.

Ивану Иосифовичу Суницкому надолго запомнилось одно боевое задание по бомбежке передовых позиций противника. Звено в составе 3-х самолетов взлетело с аэродрома подскока в районе города Орджоникидзе и взяло курс вдоль Главного Кавказского хребта к населенному пункту Мухов. Используя рельеф местности, самолеты пролетели, оставаясь незамеченными, довольно большое расстояние и внезапно обрушили весь свой бомбовый груз на передовые позиции немцев. Развернулись на второй заход и забросали фашистов мелкими бомбами и гранатами, которые летчики дополнительно брали в свои кабины.

Обратный путь оказался сложным, так как горючего оставалось мало. К тому же вблизи Нальчика подверглись атаке четырех мессеров. Они появились с юга и стремительно догоняли тихоходные ПО-2. Оценив всю опасность положения, Суницкий подал сигнал рассредоточиться. С двух тысяч метров наши летчики снизились до бреющего полета и стали маневрировать, всеми способами уклоняясь от огня противника. Два Ме-109 пытались оттеснить самолет Суницкого к своему аэродрому у города Моздока, но маленький юркий По-2 уверенно уходил от преследования, стремился скорее долететь до нашего переднего края. Немцы намеревались посадить советский самолет на свой аэродром, а когда убедились, что им не удастся этого сделать, решили уничтожить его. Фашисты били по хвосту пулеметными очередями, давали отсечный огонь. Самолет Суницкого получил много пробоин, стал плохо слушаться рулей управления, потерял скорость.

Надо было срочно садиться. Но куда? Внизу - разбомбленная, разбитая снарядами земля. К тому же вся местность изрезана старыми, заброшенными окопами. Суницкий с большим трудом отыскал более или менее подходящую площадку и посадил самолет. Летчик со штурманом покинули кабины и укрылись в воронках. Солнце клонилось к закату, но до темноты было еще далеко. А ведь только она могла спасти пилотов. "Мессеры" атаковали стоявший на земле самолет Суницкого и с первого же захода подожгли его. Но и у них, видимо, тоже кончалось горючее, и вскоре они улетели. Ночью Суницкий и его штурман благополучно добрались до своих.

В январе 1943 года 9-я бригада Калининских партизан оказалась в критической ситуации. Не хватало оружия, боеприпасов, одежды и медикаментов. Большие трудности создались и с продовольствием. Им на помощь были посланы десять самолетов и среди них машина И. Суницкого, летевшего в паре с летчиком А. Горяковым. Маршрут полета пролегал у населенного пункта Идрица, где находились мощные зенитные батареи противника. Обычно летчики старались обходить Идрицу, но на этот раз все сложилось иначе. На высоте в две тысячи метров самолеты попали в сильный встречный ветер, потеряли много времени и в конце концов пошли напрямую через Идрицу. Суницкому удалось проскочить незамеченным, а Горяков попал в лучи прожекторов и был обстрелян зенитным огнем. Уходя от прожекторов, он резко спикировал вниз, и Суницкий тут же потерял своего ведомого из виду.

; Дальше И. Суницкий продолжал полет в одиночку. Приземлился на партизанской базе благополучно, самолет быстро разгрузили. Можно было бы улетать обратно, но что-то удерживало летчика на земле. В душе Суницкий надеялся, что его товарищ прорвался через огонь противника и вот-вот появится в небе над партизанским аэродромом. Так оно и случилось. Чуткое ухо летчика уловило знакомое тарахтенье мотора. Сначала подумал, что это приближается пара самолетов, которая летела вслед за ними. Но самолет был один. Когда он приземлился, из кабины проворно выбрался Горяков. Самолет его оказался простреленным во многих местах, к тому же была пробита верхняя часть бензобака. Встал вопрос: как быть? Лететь с осколком в бензобаке? Но в любую минуту может прекратиться подача бензина. Оставить самолет у партизан? Это невозможно: партизанский аэродром находился неподалеку от дороги, и днем немцы могли ^легко обнаружить самолет. Решили лететь. Договорились так: если мотор машины Горякова откажет, то он пойдет на вынужденную. За ним приземлится Суницкий и подберет своего ведомого. Так и сделали. Полет, к счастью, прошел благополучно. Когда вернулись на аэродром, узнали неприятную новость: все восемь самолетов из-за встречного ветра не смогли выполнить задания и прилетели назад. А командир авиаполка В. А. Седляревич в это время уже снаряжал экспедицию с горючим для Суницкого и Горякова, не без основания предполагая, что они где-то сидят на вынужденной. Полет был повторен в следующую ночь и закончился успешно.

Иван Иосифович летал много, и почти все его визиты к партизанам заканчивались благополучно. Конечно, и он попадал под зенитный огонь, и его машину прошивали осколки и пули, но это, как говорится, было в порядке вещей. Летчика Суницкого всегда выручали спокойствие, выдержка и, конечно же, высокое летное мастерство и мужество. Он совершил 110 вылетов к партизанам. Доставлял им оружие и боеприпасы, вывозил через линию фронта раненых, детей, собранные партизанскими разведчиками важные разведывательные данные. Партизаны, заслышав рокот самолета, радостно говорили: "Опять летит наш Иван-партизан". И редко ошибались.

Боевому, испытанному летчику приходилось не только летать во вражеский тыл, но и выполнять задания по бомбежке переднего края противника... Вылеты на бомбежку преимущественно проходили ночью, и таких вылетов на счету Суницкого насчитывается восемьдесят. Каждый вылет - это риск подвергнуться обстрелу, а в лунные ночи - нападению ночных истребителей противника. Но шла война, и риск был нормой.

А когда наступил мир, Иван Иосифович Суницкий снова вернулся в родной аэрофлот. Он был и линейным пилотом, и командиром корабля, летал исправно, надежно, получил за свою работу много благодарностей и поощрений. За долгие годы летной службы Иван Иосифович Суницкий провел в воздухе 11500 часов и налетал миллионы километров. Таких пилотов обычно называют летчиками-миллионерами.

За большие боевые заслуги летчик Иван Иосифович Суницкий награжден орденами Боевого Красного Знамени, Богдана Хмельницкого III степени. Отечественной войны I степени и многими медалями. Но самая главная его награда, которой отважный летчик особенно гордится,- это медаль "Партизан Отечественной войны" I степени. Она по праву украшает грудь воина-ветерана, славного "крылатого партизана".



Содержание - Дальше