АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

М. И. Муравьев

Разведка доносила точно

Будучи слушателем Академии командно-штурманского состава Красной Армии, я 23 июня 1941 г. получил назначение на должность помощника начальника оперативно-разведывательного отдела штаба ВВС Ленинградского фронта. Работа велась круглосуточно, с большим напряжением. Офицеры отдела обеспечивали боевые действия ВВС фронта, выезжая на передовые аэродромы, снабжали авиаторов разведывательными данными о группировках вражеских войск, рвавшихся к Ленинграду. В сентябре 1941 г. фашистам не удалось штурмом овладеть Ленинградом, однако они блокировали город на сухопутном Шлиссельбургско-Синявинском направлении.

В середине сентября 1941 г. я был назначен начальником разведки постоянной оперативной группы ВВС фронта, и через несколько дней мы - группа офицеров вместе с командующим И. П. Журавлевым - были в районе города Волхова. К этому времени там уже базировались на Тихвинском и Волховском аэроузлах авиационные части и соединения и среди них 8-я отдельная дальняя разведывательная авиаэскадрилья (ОДРАД) на самолетах Пе-2, оборудованных фотоаппаратами. Там же находились резервные авиационные группы (РАГ), Кроме того, в начале октября 1941 г, была сформирована нештатная разведывательная эскадрилья на самолетах И-16 для ведения воздушной разведки на поле боя, в которой отдельные самолеты были оборудованы аэрофотоаппаратурой. Эти эскадрильи и экипажи частей и соединений ВВС фронта играли огромную роль в разведывательной службе, документально подтверждая добываемые сведения о противнике. В это время особенно необходимы были точные сведения о противнике в полосе боевых действий 54-й армии непосредственно на поле боя, в оперативном тылу противника, о подходе его резервов и о базировании фашистской авиации.

Уже к середине октября шлиссельбургско-синявинская вражеская группировка в полосе боевых действий 54-й армии с востока и 55-й армии - с запада была сфотографирована. Смонтированный фотопланшет и другие фотоснимки в трех экземплярах начальник штаба оперативной группы ВВС комбриг Бессонов решил доставить сам. Возвращаясь обратно, при обстреле самолета противником, он был убит.

В октябре фашистское командование вновь организует попытку окружить Ленинград, но уже вторым кольцом. 39-й немецкий моторизованный корпус в составе четырех дивизий начал наступление на Тихвин из района Будогощи в полосе оборонительных действий 4-й армии и частью сил пошел на Малую Вишеру в полосе действия 52-й армии. Воздушная разведка установила, что противник движется колоннами но 100-200 машин днем и ночью.

8 ноября 1941 г. Тихвин был оставлен. За несколько часов до этого горького известия И. П. Журавлев поручил мне свернуть узел связи и с личным составом оперативной группы ВВС перебазироваться на аэродромы северо-восточнее Тихвина, вести разведку района Любань - Чудово - Будогощь с целью обнаружения подхода резервов противника.

С захватом противником Тихвина была перерезана последняя железная дорога, по которой к Ладожскому озеру подвозились грузы для осажденного Ленинграда. Положение блокированного города стало чрезвычайно тяжелым. А противник, не считаясь с потерями, рвался вперед и, овладев железнодорожной станцией Кириши, продолжал продвигаться к Волхову. Сложившаяся обстановка требовала решительных действий по ликвидации вклинившейся группировки противника, чтобы не допустить окружения Ленинграда вторым кольцом.

Данные наземной и воздушной разведок о намерениях противника подтверждались и результатом допроса немецкого летчика - воздушного разведчика, самолет которого был сбит, а он приземлился с парашютом на нашу территорию. При нем оказалась карта, на которой была проложена стрела от Тихвина через Волхов, восточный берег Ладожского озера на соединение с финскими войсками. Карта была срочно доставлена командованию.

В начале декабря с прибытием из резерва главного командования новых соединений сухопутных войск оборонительные позиции фашистских войск были прорваны, и Тихвин был освобожден. В ночь с 8 на 9 декабря воздушная разведка доложила, что автомашины противника колоннами отходят от города по направлению на Ругуй и далее на Будогощь. И хотя погода была неустойчивая, видимость ограниченная, по противнику были нанесены мощные бомбовые удары, он понес большие потери в живой силе и боевой технике.

Разгром тихвинско-волховской группировки сорвал планы фашистов создать второе кольцо окружения Ленинграда, дал возможность высвободить из-под Ленинграда войска и перебросить их под Москву, где в результате контрнаступления наших войск гитлеровские войска потерпели крупное поражение.

Очень напряженная работа по разведке велась в период подготовки и проведения Волховским фронтом Любанской наступательной операции, начавшейся в январе 1942 г. Наши задачи были тесно связаны с задачами наземных войск и оперативной группы ВВС, а впоследствии-с ВВС Волховского фронта и 14-й воздушной армии, где я был в 1942 г. начальником разведывательного отдела штаба. Генерал Журавлев потребовал немедленно доносить по радио на командный пункт основные данные о противнике, состоянии его авиации и сосредоточении ее на аэродромах - Кресты, Сольцы, Гривочки, Порхов, Дно, Старая Русса, Коростовичи. Мы передавали командованию Волховского фронта данные о передвижении войск противника по шоссейным и грунтовым дорогам к району Сенная Кересть-Чудово- Любань, к участку прорыва, в район Мясного Бора, со стороны Чудова и Новгорода, о железнодорожных перевозках в направлениях Псков-Порхов-Дно, Старая Русса - Новгород.

Разведка вражеских аэродромов велась с самолетов Пе-2 и, как правило, фотографированием. Фотопланшеты и аэроснимки немедленно доставлялись командованию ВВС фронта, что позволяло своевременно принимать решения об ударах по противнику. Визуальные наблюдения о движении сухопутных и моторизованных войск противника и сосредоточении их, а также о скоплении эшелонов на железнодорожных станциях подтверждались и уточнялись аэрофотодокументами, что давало возможность точно наносить бомбовые удары и поддерживать действия войск, наступавших на Любань.

Некоторые эпизоды разведывательной работы в этот период мне хорошо запомнились. Так, в марте 1942 г. была поставлена нелегкая задача - сфотографировать район города Любани до удара и после него для определения результата бомбардировки. Погода стояла неустойчивая, высота нижней кромки сплошных облаков не дозволяла весту фотографирование, к тому же не было прикрытия. И все же наши летчики задачу успешно выполнили. Аэрофотоснимки были отправлены в Москву с заместителем командующего ВВС генералом Новиковым для доклада в Ставке Верховного Главнокомандующего.

В этом, как и в последующих разведывательных полетах, особенно отличились: штурман 771-го, потом 35-го бомбардировочного авиаполка капитан Н. Я. Кондратьев, командир 8-й отдельной дальней разведывательной эскадрильи майор И. К. Лях, командир экипажа этой же эскадрильи старший лейтенант Фризюк, а также разведчики 281-й штурмовой авиадивизии и 120-й отдельной авиаэскадрильи связи.

В апреле и мае 1942 г. обстановка на Волховском фронте оставалась сложной. По данным наземной и воздушной разведок, противник подтягивал силы к горловине прорыва 2-й ударной армии и 13-го кавкорпуса в районе Мясного Бора - со стороны Чудова и Новгорода-с целью закрыть коридор, через который шло снабжение боеприпасами и продовольствием войск, ведущих упорные бои южнее Любани. Коридор к этому времени был шириной 10-15 км и уже простреливался противником. Об опасной обстановке мы постоянно сообщали командованию фронта.

Вспоминаю о срочном вызове меня и начальника разведывательного отдела штаба фронта полковника Василенко на КП к командующему фронтом генералу К. А. Мерецкову. Мы доложили, что противник с каждым днем сужает коридор, подбрасывает свои силы к горловине, создает огневые точки, препятствует подвозу грузов войскам 2-й ударной армии и 13-му кавкорпусу. Опасность очень велика. Несмотря на противодействие нашей авиации и сухопутных войск, коридор противник закрыл через 5-8 суток. И действительно, наши наступавшие войска оказались в окружении.

В июле 1942 г. по указанию начальника штаба полковника И. С. Морунова я с офицерами отдела совместно с разведывательным отделом штаба фронта принимал участие в выброске агентурной разведки. Мы посылали ее группами по два человека на самолетах По-2 с посадкой в тылу врага или парашютно-десантным способом. Группы имели коротковолновые радиостанции и на несколько суток продовольствия. Они вели разведку и оказывали помощь нашим войскам в выборе маршрутов выхода из окружения. В этот же период транспортные самолеты по 3-4 вылета за ночь парашютным способом снабжали окруженные войска продовольствием, медикаментами, вывозили раненых и больных. Бомбардировочная и штурмовая авиация, по данным воздушной и наземной разведок, поддерживала наши войска, выходившие из окружения.

Трудное было время. Мне приходилось беседовать с теми, кому удалось выйти из "мешка". Кругом непроходимые болота, кончились боеприпасы, продовольствие. Но бойцы и командиры находили в себе силы, чтобы с боями прорываться к своим.

В августе 1942 г. на транспортных самолетах Ли-2 и санитарных самолетах По-2 в район Луги был выброшен партизанский отряд для установления местонахождения остатков штаба 2-й ударной армии и самого изменника Власова. Подготовка к полетам проходила скрытно. Я определял район выброски, установление сигналов и формы костров. Ночь была короткой. Партизан с боеприпасами и продовольствием взяли в четыре Ли-2, по маршруту они поддерживали с нами и аэродромом вылета радиосвязь. Раньше этого вылетели санитарные самолеты для посадки в тылу врага в районе действия партизанской группы в нескольких километрах от Луги.

Задача была выполнена успешно. Партизанский отряд десантировался точно в указанном районе, а самолеты благополучно возвратились. На рассвете прилетели и санитарные самолеты с ранеными и больными. На одном из них оказался бывший начальник связи штаба 2-й ударной армии генерал Афанасьев. Он оброс большой бородой, был одет в какое-то тряпье, в шляпе, обут в лапти с обмотками.

В конце августа 1942 г. войска Волховского фронта начали прорыв обороны противника в районе Синявина, чтобы разгромить его мгинско-синявинскую группировку и выйти к Неве для соединения с войсками Ленинградского фронта. 14-я воздушная армия поддерживала боевые действия наземных войск. Наш отдел вел воздушную разведку по установлению подхода резервов противника по шоссейным и железным дорогам, а также сфотографировал оборону мгинско-синявинской группировки противника.

В Синявинской операции была выполнена аэрофотосъемка большой площади обороны противника, более 2000 квадратных километров, и отличились в этом разведчики 35-го и 4-го гвардейского авиаполков 280-й бомбардировочной авиадивизии, командовал которой полковник Н. Н. Буянский. Были составлены фотосхемы с координатной сеткой, нанесены цели на топографические карты с последующим размножением для обеспечения сухопутных войск.

В аэрофотослужбе разведотдела служило очень много высококвалифицированных фотограмметристов и де-шифровщиков, например техники-лейтенанты И. А. Шнитман, Е. С. Ивченко, старшина А. В. Пивнюк, старший сержант Н. Л. Козырев. Работали они все время в темноте, часто без сна и отдыха, их нелегкий труд обеспечивал успех работы разведчиков.

Прорвать блокаду Ленинграда не удалось. Однако противнику был нанесен большой урон в живой силе и технике. Он уже не мог организовать новое наступление на город Ленина. В декабре 1942 г. началась подготовка новой операции по прорыву блокады с кодовым названием "Искра". При подготовке и ведении ее командный пункт армии был расположен в районе командного пункта 2-й ударной армии, наносившей удар на главном направлении.

Воздушная разведка, как и в предыдущие операции, выполнялась главным образом аэрофотосъемкой обороны противника, была сфотографирована площадь около 1000 квадратных километров. Аэрофотосхемы вражеской обороны к началу наступления были доставлены в сухопутные войска и авиационные полки. Я и офицеры разведки часто находились в штурмовых и бомбардировочных авиационных полках 281-й и 280-й дивизий. На аэродромах мы изучали с летным составом обстановку, ставили задачи на разведку поля боя, установление скопления войск противника на железнодорожных станциях Мга, Тосно, Чудово, Любань и в других пунктах, возможного подхода резервов войск противника по шоссейным дорогам со стороны Тосна, Чудова.

Утром 12 января 1943 года артиллерийской и авиационной подготовкой наступления начался прорыв блокады. Рев моторов на аэродромах свидетельствовал о готовности летчиков к боевым действиям, но погода в тот день омрачала боевое настроение летчиков. Была сплошная облачность, плохая видимость, и авиация действовала небольшими группами, преодолевая сильный заслон зенитной артиллерии противника. По данным разведки, бомбардировщики и штурмовики наносили удары по укрепленным ледовым узлам сопротивления, скоплениям живой силы и техники, подходящим резервам противника со стороны Тосна, Любани, по эшелонам на железнодорожных станциях Мга, Тосно. 18 января прорыв блокады осуществился, Ленинград получил постоянно действующую сухопутную дорогу жизни, что обеспечивало надежную связь с Большой землей.

Я часто вспоминаю те грозные и трудные годы войны, когда приходилось испытывать большое напряжение в работе, пережить много прямо-таки, как сейчас говорят, стрессовых ситуаций. С благодарностью вспоминаю своих начальников генерала И. П. Журавлева и генерала И. С. Морунова - за их помощь, офицеров оперативного отдела полковника Чайкина и подполковника В. Н. Никольского - за своевременную информацию и взаимную связь между отделами, офицеров своего отдела майоров С. М. Полянского, М. Коврижкина, лейтенантов Шора, А. Миляева - за их добросовестную работу.

Годы идут, все меньше среди нас участников Великой Отечественной войны, но их дела и подвиги останутся в памяти народной, всегда будут служить делу воспитания молодежи.



Содержание - Дальше