АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

А. А. Панфилов

В бою комсомольцы

Летом 1942 г. наш 448-й штурмовой авиационный полк прибыл на Волховский фронт. Две трети личного состава были коммунистами и одна треть - комсомольцами. Как говорил первый комиссар полка старший политрук Е. Г. Валенюк: "Ни одного беспартийного". Боевой путь полка в составе 281-й штурмовой авиационной (ставшей потом Новгородской Краснознаменной) дивизии - это летопись тяжелых боев под Спасской Полистью и Мясным Бором, под Чудовом и Киришами, под Синявином и Мгой, под Новгородом и Псковом, Нарвой и Таллином. Прошло более сорока лет, но не забылись и никогда не забудутся героические подвиги моих боевых товарищей-комсомольцев - летчиков и воздушных стрелков, не щадивших жизни ради победы над врагом.

2 августа 1942 г. комсомолец, летчик, лейтенант Г. А. Сухиненко в составе четырех Ил-2 при выполнении боевого задания по уничтожению живой силы и подавлению артиллерии противника в районе Киришей на подбитом самолете прикрыл самолет своего ведущего командира эскадрильи капитана С. Л. Семенова от истребителей противника. Будучи тяжело раненным, он дотянул горящий самолет до расположения наших войск. Пехотинцы вытащили Григория Сухиненко из самолета и отправили в госпиталь. Трое суток он был без сознания. Врачи спасли ему жизнь, но он стал инвалидом. О летной работе не могло быть и речи. Однако комсомолец Сухиненко рвался в бой. Назначенный адъютантом 3-й эскадрильи, он благодаря невероятному упорству. настойчивости сначала поднялся на По-2, а потом вылетел на боевое задание на Ил-2. Это был его выдающийся подвиг, подобный подвигу Алексея Маресьева. Но выпуск "боевого листка", посвященного этому подвигу, командование запретило, так как официально комиссия допустила Сухиненко к полетам на Ил-2 позднее.

Григорий Андреевич совершил 87 боевых вылетов. Герой Советского Союза М. Д. Никишин сказал о нем: "Это герой из героев". Совершить подвиг ему помогли боевые товарищи.

Под стать ему был воздушный стрелок комсомолец старшина И. А. Васильев. Вот что пишет о нем сам Сухиненко, ныне полковник в отставке, который живет в Волгограде, работает, воспитывает студентов: "Ивану Васильеву я очень обязан. Летая со мной, он держал связь с КП дивизии на переднем крае, для чего на самолете приемник и передатчик были переставлены в кабину воздушного стрелка, так как я после тяжелого ранения стал плохо слышать, на выходе из пикирования иногда терял зрение. Мне всегда помогал Иван Васильев. С таким можно было идти в огонь и в воду. Он очень интересный человек, писал стихи. А как он ненавидел врагов! Только краткий перечень боевых дел Васильева говорит о его героизме и мужестве. Он совершил на Ил-2 193 боевых вылета, имел 70 встреч с истребителями противника, провел 64 воздушных боя, отбил более 100 атак истребителей противника. И всегда выходил победителем, сбил один Me-109 и два ФВ-190 лично и несколько истребителей противника в групповом бою" [Архив МО СССР, ф. 448-ШАП. оп. 565143, д- 36, л. 12. 120]

Летал Васильев со многими летчиками полка, был грозой для фашистских асов, одним из храбрейших воздушных стрелков на Волховском фронте. Сейчас он живет на владимирской земле, в городе Карабанове, 30 лет проработал на самой мирной работе - учителем.

Известно, что в годы войны советские летчики совершили более 300 огненных таранов, повторив подвиг Николая Гастелло, который сам повторил подвиг своего инструктора-летчика батальонного комиссара М. А. Ююкина, который в боях на Халхин-Голе направил свой горящий бомбардировщик на японский дзот. Огненный таран - это высшее проявление героизма летчиков. Обычно они кончались гибелью экипажа. Но бывали случаи, когда летчику удавалось остаться в живых.

Так случилось и в нашем полку с командиром звена, комсомольцем, младшим лейтенантом А. И. Гарбузом в боях на Киришском направлении. 3 августа 1942 г. четыре штурмовика под командованием лейтенанта А. Р. Зинченко, в составе которых Александр Гарбуз был ведущим второй пары, вылетели на уничтожение живой силы противника. Перелетев линию фронта и обнаружив цель, летчики один за другим заходили в атаку, сбрасывали бомбы, поливали врага пулеметно-пушечным огнем. Дорога заполыхала, но зенитная артиллерия противника усилила огонь.

Гарбуз со своим ведомым подавлял зенитные точки. После второй атаки он пошел на повторный заход, перевел самолет в пикирование и приготовился открыть огонь. И в это время снаряд угодил в бензобак, самолет загорелся. Пламя проникало в кабину, охватило одежду летчика, обожгло руки и лицо. Продолжать полет стало невозможным. Александр заметил на дороге южнее Новых Киришей вражескую колонну и решил таранить ее. Чтобы нанести как можно больший урон, сделал наименьший угол атаки, дал полный газ и стрелял до самой земли из пулеметов и пушек. Сметая все на своем пути, горящий самолет врезался в гущу колонны. При ударе хвостовая часть, охваченная пламенем, отделилась, упала и взорвала артиллерийские снаряды. Передняя часть самолета по инерции пронеслась вперед, дальше по дороге. Последовал взрыв, разметавший машины и солдат. Возвратившись с боевого задания, лейтенант Зинченко доложил командиру полка капитану А. А. Баешко о выполнении боевого задания и о героическом подвиге Александра Гарбуза, повторившего подвиг Николая Гастелло. Летчики подтвердили, что все на дороге горело, валялись машины и трупы гитлеровцев. Все на аэродроме тяжело переживали гибель героя.

Но, к нашей общей радости, Гарбуз чудом остался жив. Это было невероятно. На третьи сутки после его вылета позвонили в штаб полка: "Числится ли в списках полка младший лейтенант А. И. Гарбуз?" Начальник штаба полка капитан И. И. Солдатов ответил:

"Александр Гарбуз три дня назад при выполнении боевого задания погиб". Тогда ему сообщили: "Летчик, младший лейтенант Гарбуз жив, находится в тяжелом состоянии. Нужно срочно прислать самолет". Саша был доставлен в госпиталь. Началась борьба за его жизнь. Так же как и Григорий Сухиненко, Александр Гарбуз уже в 1942 г. стал инвалидом войны. Он боялся, что летная комиссия спишет его. И сбежал из госпиталя, недолечившись, в родной полк. Подвиг Александра Гарбуза даже боевым друзьям казался невероятным. Вот что он рассказал.

Когда очнулся после тарана, не поверил тому, что случилось. Глаза не открывались. Охватила страшная мысль - слепому плена не избежать. Рука потянулась к пистолету. Но услышал удалявшиеся чужие голоса и шум машин. Стал ждать. Зрение восстановилось. Увидел, что от самолета осталась одна кабина, которая сломала сосну и лежала у ее корня. Александр осмотрел и ощупал себя. Комбинезон, перчатки и сапоги обгорели. Кружилась голова. Он терял сознание. Наконец вылез из кабины и более 20 километров в тылу врага трое суток не шел, а полз к линии фронта. Питался ягодами, которых было много. На третьи сутки подполз к вражескому переднему краю, увидел один гитлеровский пост, через 200-300 метров - второй. Вернулся на середину между этими постами. Сориентировался по деревьям и стал ждать темноты. Полз и утерял сознание. Услышал русскую речь, собрал все силы и встал во весь рост. Увидел прямо в лицо наставленный ствол винтовки. Выругался и сказал: "Я свой! Летчик, младший лейтенант". Боец опустил винтовку: "Я мог бы вас застрелить. Ведь гитлеровцы совсем близко". Дальше он ничего не слышал: упал и потерял сознание. Очнулся в медсанбате.

Свои раны Александр Гарбуз долечивал в полку. Ожоги были настолько сильными, что спать на спине он не мог. Сидеть ему тоже было тяжело. Он больше ходил. Однополчане поддерживали его как могли. Врач полка капитан В. И. Бояринов залечивал ему раны и ожоги. Гарбуз проявил невероятное терпение и волю, настойчивость и опять стал летать на Ил-2 и громить врага, стал мастером штурмовых атак. Коммунисты полка накануне боев по прорыву блокады Ленинграда приняли Александра Ивановича в ряды партии. Он стал старшим лейтенантом и заместителем командира эскадрильи [Архив МО СССР, ф. 448-ШАП, оп. 5163, д. 37, л. 14-16. 122]*.

3 ноября 1942 г. Гарбуз первым в дивизии был награжден орденом Ленина. Прожил этот донбасский шахтер всего 23 года. Совершил 23 боевых вылета, и каждый вылет был боевым подвигом. В бою по прорыву блокады Ленинграда 12 января 1943 г. при выполнении боевого задания в районе Синявина он погиб вместе с воздушным стрелком, ленинградским комсомольцем, младшим сержантом К. А. Рыбко.

Подвиг Николая Гастелло повторили еще два комсомольца, летчика-штурмовика нашей 281-й авиадивизии. В период Мгинской операции, 27 июня 1943 г., на свободную охоту вылетел летчик 872-го штурмового авиаполка, комсомолец, младший лейтенант Г. Н, Максимов. Обнаружив склад боеприпасов, пошел на штурмовку, но самолет был подбит. Летчик направил горящий Ил-2 на склад. Раздался мощный взрыв. Гурий Николаевич Максимов и воздушный стрелок, комсомолец, сержант Василий Николаевич Чупров геройски погибли.

В боях за город Новгород 19 января 1944 г. летчик 703-го штурмового авиаполка, комсомолец, младший лейтенант Виктор Алексеевич Щербина вместе с воздушным стрелком, коммунистом, старшим сержантом Петром Михайловичем Столяровым подожженный Ил-2 направили на позиции врага.

4 августа 1942 г. шесть комсомольцев-летчиков 448-го штурмового полка совершили дерзкий и мастерский удар по гитлеровской переправе через реку Волхов в районе южнее Киришей. По данным разведки, враг сосредоточил там большое количество зенитных средств, ожидалось сильнейшее противодействие противника, и комиссар полка старший политрук Е. Г. Валенюк объявил: "Кто добровольно полетит на выполнение задания?" Добровольцами оказались все - в полку осталось всего 6 исправных Ил-2. Отобрали "стариков", средний возраст которых был 21 год, все комсомольцы. Ведущий старший лейтенант А. И. Додонов и его заместитель старший лейтенант М. М. Богатырев уже имели опыт уничтожения переправ. У летчиков младших лейтенантов С. Г. Момота и И. И. Зиновьева, старшин Н. Г. Серединова и И. М. Кременного так же было достаточно и мужества, и мастерства. Эта группа штурмовиков внезапно и результативно бомбила в сумерках переправу и зенитные средства, прикрывавшие ее. Командующий 4-й общевойсковой армией в телеграмме отмечал:

"Штурмовики нанесли блестящий удар. Все плоты и саперные лодки были разбиты, а остатки их унесло течением. Переправа на этом участке больше не возобновлялась" [* Архив МО СССР, ф. 448 ШАП, оп. 565143, д. 36, л. 8.]. Механики всю короткую ночь и день латали на самолетах пробоины. В "боевом листке" отмечалось: "Шесть героев-комсомольцев "организовали купание" псов-рыцарей в реке Волхов через два дня после Ильина дня". Все шесть славных комсомольцев, участников этого блестящего боевого вылета, сложили потом - головы в боях на берегах Волхова. Нет у них могил, но прах их покоится на ленинградской и новгородской землях, за свободу которых они отдали свои жизни. Память о них навсегда осталась в сердцах тех, кто их знал.

В августе 1942 г. в нашем и других штурмовых полках 281-й штурмовой авиадивизии открылась славная страница истории комсомольцев-добровольцев из технического состава, переучившихся на воздушных стрелков. В то время Ил-2 был одноместным. Бои под Киришами показали, что значительные потери мы несем из-за отсутствия воздушного стрелка, прикрывавшего заднюю полусферу самолета. Решено было оборудовать в заднем люке кабину для воздушного стрелка с пулеметами ШКАС. Работали в короткие ночи. Механики и оружейники были первыми добровольцами, изучали не только оружие, но и теорию воздушной стрельбы. Первыми воздушными стрелками-добровольцами в 448-м и 569-м штурмовых авиационных полках были комсомольцы - старшие сержанты Н. И. Романов, П. Ф. Диков, Г. В. Егерев, А. А. Панфилов, сержанты Ф. Д. Михайлов, И. А. Васильев, младший сержант К. Ф. Фирсов, ефрейтор Валентина Кулиш-Ноздреватых (первая женщина-стрелок в дивизии) и другие. Желания лететь в бой и отваги было много-не хватало опыта, поэтому к первым боевым вылетам нас готовили самые опытные летчики. В политдонесении комиссара полка Е. Г. Валенюка сообщалось: "Воздушный стрелок старший сержант Н. И. Романов, вылетая в первый боевой вылет, заявил:

"Пусть только фашистские стервятники попробуют теперь зайти в хвост. Они получат от меня порцию смертельного свинца" [Архив МО СССР, ф. 448-ШАП, оп, 202293, д. 2, л. 46. 124]. Невысокий крепыш ульяновский комсомолец Романов выполнил свое обещание. Он первым в полку из воздушных стрелков сбил Ме-109. Готовил его к боевому вылету командир эскадрильи, умелый учитель и наставник молодежи, коммунист, капитан П. Д. Ковалев.

Гитлеровцы в районе Киришей с плацдарма на восточном берегу Волхова готовили наступление. 4 июля 1942 г. группа из шести Ил-2 под командованием П. Д. Ковалева и в составе пяти летчиков-комсомольцев под-ка произвела мастерский удар по живой силе и укреплениям врага в непосредственной близости от переднего края наших войск. Несмотря на ураганный огонь зенитной артиллерии противника, "илы" сделали четыре захода. Командующий 4-й армией генерал Н. И. Гусев и командующий ВВС Волховского фронта генерал И. П. Журавлев в телеграмме командиру 448-го штурмового авиаполка отмечали: "Гитлеровцы после налета всю ночь вытаскивали с поля боя трупы своих солдат и офицеров, уничтоженных группой Ковалева" [Архив МО СССР, ф. 448-ШАП, оп. 565143, д. 36, л. 7.]*. Фашисты были настолько ошеломлены ударом штурмовиков, что на данном участке долгое время не проявляли активности.

Накануне прорыва блокады Ленинграда группа штурмовиков, возглавляемая Ковалевым, выполнила особо важное задание по фотографированию переднего края от Ладоги до озера Ильмень. Эти вылеты потребовали особого мужества и мастерства. Фотопланшетами Ковалева и его группы пользовалось наземное командование 2-й ударной армии при прорыве блокады. Таков был один из наставников и учителей наших комсомольцев.

27 августа 1942 г. капитан Ковалев с воздушным стрелком Николаем Романовым и ведомым младшим лейтенантом Момотом на Ил-2 вылетели на свободную охоту. Обнаружив скопление танков по дороге 1-й эстонский поселок - разъезд Апраксин, нанесли удар тремя заходами, но при выходе из атаки были атакованы четырьмя Ме-109. Уходя на свою территорию, "илы" приняли неравный бой. Воздушный стрелок Романов, будучи смертельно раненным, на подожженном самолете до последнего дыхания отбивал атаки противника. Из горящего самолета его с трудом вытащили подбежавшие бойцы: Николай умер, не приходя в сознание, он nак вцепился в пулемет, что его еле-еле удалось оторвать от него. Ковалев был тяжело ранен. В ответ на гибель Николая Романова 12 комсомольцев полка из технического состава подали рапорты о переводе их в воздушные стрелки.

В боевом пути полка особое место занимают первые ночные полеты на Ил-2 по уничтожению самолетов противника в сентябре-октябре 1942 г. Участники этих дерзких и мастерских ударов летчики, комсомольцы, лейтенанты А. И. Додонов, А. И. Гарбуз, младшие лейтенанты П. В. Самсонов, И. И. Зиновьев, С. Г. Момот и старшина И. М. Кременной под командованием коммунистов капитана Г. Д. Самойлова, старших лейтенантов П. Д. Ковалева, А. Р. Зинченко, М. П. Скворцова уничтожили и повредили на аэродромах противника Бородулино, Сольцы, Рельбицы и Коростовичи 56 самолетов, а один из них, Хе-126, сбили в воздухе. Все экипажи вернулись без потерь на свой аэродром [* Архив МО СССР, ф. 448-ШАП, on. &65143, д. 36, я, 12.] . Когда командира звена комсомольца Степана Момота спросили: "Трудно ли выполнять боевые задания на Ил-2 ночью?" Он ответил: "Да, очень трудно. Но мы доказали, что "черная смерть" будет бить врага не только днем, а и ночью".

В ходе боев при подготовке и проведении прорыва блокады Ленинграда в полк прибыли первые двухкабинные Ил-2 и первое фронтовое пополнение летчиков и воздушных стрелков. Все они были комсомольцами. Они внесли в коллектив свежий комсомольский задор, дух русской удали, юмор и шутки, песни и пляски, без чего трудно переносить фронтовые тяготы и большое напряжение в боевой работе. Среди них были баянисты и гитаристы, прекрасные певцы и танцоры, поэты и художники. Сразу оживилась полковая художественная самодеятельность, стали постоянно выпускаться "боевые листки" и "щиты мести". Все ребята были бесстрашными, а в ходе боев быстро приобретали летное и боевое мастерство. Многие из них проявили героизм и мужество в боях по прорыву блокады Ленинграда и стали гордостью не только нашего полка и дивизии, но и всей 14-й воздушной армии.

Трудно было прорывать блокаду Ленинграда, но еще труднее - удержать врага, пытавшегося замкнуть опять кольцо. В те дни газета 14-й воздушной армии "Бей врага" часто писала о героических подвигах в бою наших комсомольцев-летчиков и воздушных стрелков и, конечно, наставниках - коммунистах, командирах, водивших молодежь в бой и передававших ей свое мастерство бить врага не числом, а умением. 11 апреля 1943 г. газета Писала о героических подвигах комсомольца, замести геля командира эскадрильи, лейтенанта Н. Г. Перелая. Этот 20-летний юноша из Челябинской области отличался в бою особой храбростью и отвагой. Статья "Возмужание" начиналась стихами лейтенанта Е. Крейна:

Так мстит Перелай
За друзей, за семью,
Усталости, страха не зная.
Надолго запомнят фашистские псы
Налеты орла Перелая.

Это был талантливый летчик и бесстрашный воздушный боец. В 19 лет, окончив школу военных летчиков имени В П. Чкалова, он прибыл в полк в октябре 1942 г. После пятого боевого вылета был назначен командиром звена. В период боев по прорыву блокады совершил более 20 боевых вылетов в сложных метеоусловиях. В декабре 1942 г. был принят кандидатом в члены ВКП(б). В 20 лет он стал заместителем командира эскадрильи и за проявленный героизм был награжден орденом Красного Знамени. В 21 год он был награжден вторым таким орденом. Этот ладно сложенный парень из города Краснополья пользовался большим авторитетом и уважением. Летал безукоризненно ведомым. Летал ведущим. Летал "кондуктором" - замыкающим.

12 января 1943 г. звено под командованием майора Г. Д. Самойлова, в составе которого был Николай Перелай, уничтожало узлы связи и огневые позиции врага в Рабочих поселках ? 1 и 2. После выхода из атаки было атаковано тремя Ме-109. Летчики и воздушные стрелки отбили шесть атак противника. Воздушный стрелок, комсомолец, старший сержант Г. В. Егерев сбил Ме-109. Лейтенант Перелай, действуя на предельном угле атаки, прикрыл своего командира и повредил второй Ме-109. Вся группа после выполнения боевого задания благополучно вернулась на свой аэродром.

31 января 1943 г. четыре Ил-2 во главе со старшим лейтенантом П. Д. Ковалевым, с ведомым лейтенантом Перелаем уничтожали огневые средства юго-восточнее Синявина. В результате четырех заходов на цель был взорван склад с боеприпасами, разбито три орудия, два дзота, две повозки и истреблено около двух десятков гитлеровцев.

15 февраля 1943 г. Перелай с воздушным стрелком старшим сержантом Г. В. Егеревым и вместе со своими боевыми товарищами вел воздушный бой с шестью Ме-109 в районе Смердыни. Воздушный стрелок Егерев в этом бою был убит. Но Перелай на подбитом самолете дотянул до своих и упал на переднем крае. Похоронив товарища, Николай на следующий день вернулся в свой полк.

19 апреля 1943 г. в боях под Смердынью самолет Перелая, подбитый истребителями противника, упал в тылу врага. Воздушной стрелок П. М. Соболев был убит. Николай Перелай тяжело раненным попал в плен. Через два месяца бежал из концлагеря под Ригой, два месяца воевал в партизанском отряде, откуда его переправили через линию фронта. Он вернулся в родной полк. В боях за освобождение Новгородской области 8 февраля 1944 г. юго-восточнее железнодорожной станции Батецкая при выполнении боевого задания самолет Перелая был подбит и взорвался. Николай Гаврилович Перелай на 30-м боевом вылете и воздушный стрелок, комсомолец, младший сержант Сергей Анисимович Слинкин на 22-м боевом вылете погибли.

Комсомолец младший лейтенант И. К. Гудимов вырос в полку от рядового летчика до командира эскадрильи, от рядового комсомольца до заместителя комсорга полка. За героизм и мужество ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 г. он был принят в ряды партии. Гудимов совершил 122 боевых вылета, из них 118-на Ил-2, в том числе 98 боевых вылетов ведущим или заместителем ведущего группы. При его лидировании полк совершил 322 боевых вылета. Это десятая доля боевых вылетов, совершенных полком за годы войны. Иван Кириллович отличался особым мастерством при выполнении боевых вылетов на свободную охоту и разведку, которые проходили, как правило, без прикрытия истребителей. Армейская газета назвала его "мастером разведки и штурмовки". Вот что о нем говорилось: "Пехотинца спросить бы об Иване Гудимове. Он с благодарностью рассказал бы нам об этом высоком, худощавом воронежском парне, как о мастере штурмовки, после удара которого можно смело подняться во весь рост и идти в атаку".

6 сентября 1943 г. Гудимов в качестве ведущего в составе четырех Ил-2 уничтожал минометы и живую силу в районе Спасской Полисти. Боевое задание группа выполнила отлично. Командующий 59-й армией генерал И. Т. Коровников сообщил: "Наши соколы действовали исключительно удачно и смело. Летному составу, работавшему 6.09.43 г., Военный совет 59-й армии объявляет благодарность". За мастерство при выполнении боевых заданий и прекрасное знание района боевых действий Иван Гудимов был награжден орденом Суворова III степени. Часто по его разведданным, переданным по радио, штурмовики полка и дивизии вылетали на уничтожение железнодорожных эшелонов, танковых и механизированных колонн, артиллерийских и минометных батарей. Его характерными чертами были глубокий анализ действий, спокойствие и самообладание в самых сложных ситуациях, отсутствие чванства и лихачества.

На Волховском фронте началась боевая биография героя ленинградского неба, заместителя командира авиаэскадрильи полка, старшего лейтенанта И. И. Ермилова, именем которого ленинградцы назвали поселок в Выборгском районе, поставили ему памятник.

В газете "Вечерняя Москва" в 1963 году, 22, 23, 24 июня, был напечатан очерк журналиста Анны Кузнецовой "Жизнь продолжается" о нашем однополчанине, воспитаннике комсомольской организации, лейтенанте И.А. Ищенко. Этот мужественный летчик-штурмовик во время налета на вражеский аэродром в неравном воздушном бою был тяжело ранен, а воздушный стрелок младший сержант Б. И. Францев-убит. Самолет упал на юрриторию врага. В бессознательном состоянии летчик оказался в плену. Гитлеровцы за молчание на допросе удалили ему левый глаз и ампутировали ногу. Будучи инвалидом, он совершил дерзкий побег из фашистского концлагеря под Ригой и вернулся в родной полк. Иван Антонович умер накануне 30-й годовщины дня Победы. Мы, однополчане, оставшиеся в живых, собираемся 9 мая у его боевой подруги, супруги, Ольги Пантелеймоновны и вспоминаем о нашем боевом друге. Мы рассказываем о нем на уроках мужества в школах, в беседах с молодежью, как и о других героях

Командир звена, комсомолец, лейтенант Г. П Аноприенко совершил 86 боевых вылетов на Ил-2, был в таких переплетах и ситуациях при выполнении боевых заданий, что весь полк удивлялся, как Григорий Петрович выходил из них целым, правда, не всегда невредимым. Мы, боевые друзья, не раз "хоронили" Гришу Аноприенко Не раз Григорий приводил из тыла врага свой подбитый самолет на свою территорию, падал на переднем крае обороны и возвращался в свой родной полк. Больше всех за Гришу волновалась Ксения Пискалова, наш мастер по вооружению, которая стала потом его женой.

Воздушный стрелок, комсомолец, старший сержант Ф. А. Столяров быстро завоевал авторитет среди молодежи и стал заместителем комсорга полка. В двух воздушных боях, прикрывая заднюю полусферу, он сбил два истребителя противника. На 30-м боевом вылете он вместе с командиром Лапшиным был сбит, двое суток пролежал без сознания. Лапшин умер от ран, Федю Столярова однополчане считают воскресшим из мертвых, но фашистская пуля и по сей день сидит у ветеране под ключицей.

Многие комсомольцы - летчики нашего полка своим наставником и летным "крестным" отцом называли нашего командира эскадрильи Героя Советского Союза майора М. Д. Никишина. Мне довелось летать на боевое задание с ним в одной группе и вместе с его воздушным стрелком комсомольцем Иваном Печенкиным сбить Me-109, Замечательный он был летчик и воспитатель. Многие обязаны жизнью этому талантливому командиру. Он совершил 324 боевых вылета, в том числе 119 вылетов на Ил-2, подготовил более 85 боевых летчиков. Общий налет его на всех типах самолетов - 3000 часов. Он пробыл в воздухе более 370 восьмичасовых рабочих дней и пролетел около 1 миллиона километров. Никишин был любимцем и ходячей энциклопедией полка.

Все летчики полка своим учителем считали командира эскадрильи майора А. П. Пономарева. Это был наставник наставников. В полк он прибыл уже как участник войны с белофиннами, награжденный орденом Красного Знамени. Один из лучших летчиков полка, мастер вождения групп, он за год с лишним испытал столько, что многим хватило бы на целую жизнь. Беда случилась в боях под Киришами. 20 июля 1942 г. самолет капитана Пономарева, будучи ведущим в группе четырех Ил-2, при нанесении удара по опорному пункту был поврежден и горящим упал в лес, в 5-6 километрах северо-восточнее станции Шапки. При ударе Пономарева выбросило из горящего самолета, и он, в бессознательном состоянии, тяжело раненный, попал в плен. 50 дней он находился в трех фашистских лагерях для военнопленных в районе Мги, Полоцка и Риги. Допросы, пытки, издевательства. Пономарев возглавил побег летчиков, три месяца воевал в партизанском отряде, был переправлен через линию фронта и 28 февраля 1943 г. вернулся в полк, где продолжал командовать эскадрильей и водить своих подчиненных в бой.

В газете "Бей врага" 21 мая 1943 г. в статье "Хуже смерти" капитан Пономарев рассказал о злодеяниях и зверствах гитлеровских захватчиков на оккупированных территориях, во вражеских концлагерях. Эти рассказы вызывали лютую ненависть к врагу и звали в бой. Через два месяца в той же газете в статье "Бить врага прицельно и наверняка" он делился опытом с молодыми летчиками армии, как бить врага не числом, а умением, как наносить эффективно удары по живой силе и технике врага. Погиб майор Пономарев 21 октября 1943 г. при вылете на боевое задание и похоронен на окраине деревни Кленино. Воздушный стрелок Алексей Константинович Федюнин чудом остался живым. На могиле Александра Павловича мы поклялись бить врага по-пономаревски. И клятву эту сдержали.

Главным нашим наставником являлся заместитель командира полка по политчасти Николай Иванович Пикин. Он был не только замечательным воспитателем коммунистов и комсомольцев, но и опытным летчиком, совершившим не один десяток вылетов на штурмовку войск противника.

Много наших боевых товарищей пали смертью храбрых.

Наш полк совершил более 3000 успешных боевых вылетов, нанес огромный урон врагу: уничтожил более 6450 гитлеровских солдат и офицеров, подавил более 1300 артиллерийских орудий, минометов и других огневых точек, разрушил более 400 дзотов, дотов и блиндажей, уничтожил более 690 автомашин, штабных автобусов, бензоцистерн и повозок с грузом, 23 танка, 246 железнодорожных вагонов и 8 паровозов, потопил 38 саперных лодок и барж, сорвал 9 переправ, взорвал более 115 складов с боеприпасами и горючим, создал 41 взрыв, произвел крушение и взорвал 18 железнодорожных эшелонов, уничтожил 95 самолетов противника на аэродромах и в воздушных боях [Архив МО ОХР, ф. 448-ШАП, оп. 523658> д. I, л. 1 - 105.]*.

На площади Победы в Ленинграде, у монумента Героическим защитникам Ленинграда мы, участники прорыва и полного снятия блокады Ленинграда, 40 лет спустя увидели свое полковое знамя. Золотыми буквами на вечные времена занесены имена и наших однополчан - Героев Советского Союза Алексея Родионовича Зийченко, Степана Савельевича Одноворченко, Михаила Дмитриевича Никишина и Ивана Кирилловича Гудимова. Летчикам нашего полка посвятил песню-марш на слова поэта А. А. Суркова фронтовой композитор старший сержант Н. И. Артемьев:
За Отчизну,
За наш край родной,
Мы лавиной своей штурмовой
Разобьем навсегда
Все преграды врага
И с победой вернемся домой.

Эту песню впервые исполнили в гарнизонном клубе "а концерте художественной самодеятельности. Слова второй песни - "Память" - были также посвящены лет' чинам нашего полка, их написала поэтесса Нелля Мордевина, жена нашего летчика Владимира Мордовина, а музыку - композитор М. А. Кацнельсон.
Окопов ржавые трещины,
Зенитки в предсмертной икоте -
"Илы" идут на бреющем,
Путь пробивая пехоте
Звезды на крыльях-молнии.
Врагу вся земля - могилой
Навеки фашисты запомнили,
Как штурмовали "илы"
Руки в штурвалы впаяны,
Сердца полет неистов
>Наши простые парни -
Черная смерть фашистов.
Ты их запомни, Родина,
Всех назови поименно -
С орденом или без ордена -
В честь их склони знамена.
Все они были героями,
Подвигом - каждый вылет ..
Над их поредевшим строем
Слава простерла крылья.



Содержание - Дальше