АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ

И. М. Мороз,
Герой Советского Союза

Воспитание воли и мужества

В одной из маршевых песен есть запоминающиеся, крылатые слова: "Наша воля крепче стали, тверже, чем гранит". Участники Великой Отечественной войны с уверенностью могут сказать, что такая образная оценка воли советских людей относится к характерам, морально-политическим и боевым качествам их однополчан, воинов различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Нам, авиаторам, представляется, что эти слова могли бы стать эпиграфом к рассказам о подвигах советских летчиков, покрывших неувядаемой славой боевые знамена частей и соединений Военно-Воздушных Сил. Воспитанные Коммунистической партией, беззаветно преданные социалистической Родине, они шли в бой, не щадя сил, крови, а когда требовалось - и самой жизни, 1ромили гитлеровских захватчиков в воздухе, на земле и на воде, вместе со всем советским народом ковали победу.

Мы, участники войны, с волнением оглядываемся па пройденный путь, с душевным трепетом вспоминаем фронтовые будни. Каждый день войны был насыщен ратными делами, которые описываются теперь в исторических повествованиях и художественных произведениях, в мемуарной литературе, воспеваются в песнях и балладах, передаются из уст в уста в народных сказаниях. Мне, непосредственному участнику событий на Волховском фронте, хотелось бы рассказать о некоторых особенностях партийно-политической работы в воспитании высоких морально-политических качеств и волевой закалки летного состава.

Трудным и напряженным для всего советского народа и его воинов был 1942 г. Неимоверно суровые испытания выпали на долю жителей Ленинграда. Военная опасность дополнялась здесь тисками блокады, угрозой голода, витавшей над каждым человеком. Сама обстановка заставляла воинов армии и флота, защищавших город Ленина на ближних и дальних подступах, драться с полным напряжением сил, стойко оборонять каждую пядь советской земли. Об укреплении обороны Ленинграда постоянно заботилось Верховное Главнокомандование Советских Вооруженных Сил. На пополнение фронтов, противостоявших гитлеровской группе армий "Север", периодически направлялись новые части и соединения. В боях за Ленинград мне довелось воевать и в истребительной, и в бомбардировочной, и в штурмовой авиации.

Наш 92-й истребительный авиационный полк прибыл на Волховский фронт в начале 1942 г. и сразу же начал боевые действия. Обстановка была тяжелой. Над районами ожесточенных схваток наземных войск то и дело вспыхивали жаркие воздушные бои, в которых активно' участвовали летчики и нашего полка. Пять месяцев пробыл я в должности военного комиссара полка на Волховском фронте, храню в памяти самые добрые чувства о его людях, о совместных боевых вылетах, о напряженных фронтовых буднях.

Вместе с командиром полка, бывалым летчиком-истребителем, майором Семеном Степановичем Ячменевым, с партийной и комсомольской организациями мы заблаговременно, еще находясь в запасном авиаполку по освоению самолета ЛаГГ-3, готовили личный состав, заботились о всесторонней боевой выучке каждого летчика. С учетом предстоящего характера боевых действий большое внимание уделялось воспитанию эмоционально-волевой устойчивости, выработке таких качеств, как решительность и целеустремленность, выдержка и самообладание, храбрость и мужество, инициатива и самостоятельность.

Тогда еще не имел широкого распространения термин "психологическая подготовка", боевая практика начального периода войны подсказала командирам и политработникам необходимость особо тщательной подготовки психики воздушных бойцов к преодолению опасностей и сложных ситуаций, порождаемых фронтовой обстановкой. В канун отправки полка на фронт мы провели партийное и комсомольское собрания, посвященные обсуждению задач, которые предстояло решать в боевых условиях. Постановление партийного собрания отличалось конкретностью. В нем говорилось об ответственности коммунистов за свой участок работы и подготовку к боям комсомольцев и беспартийных, четко обозначались, с указанием фамилий, задачи членов и кандидатов в члены партии. В связи с тем что подавляющее большинство летчиков, механников и младших авиационных специалистов являлись членами ВЛКСМ, было решено усилить партийное влияние на комсомольскую организацию.

Комсомольцы обстоятельно обсудили задачи в боевой обстановке, заверили командование полка в том, что готовы к выполнению задания по истреблению немецко-фашистских захватчиков, обещали драться с врагом, не щадя своей крови и жизни, помнить, что презрение к смерти рождает героев. Из выступлений на митингах и собраниях, из задушевных бесед с людьми черпали мы с командиром данные о настроениях личного состава и приходили к выводу, что полк готов к ведению боевых действий. В полной мере оправдали себя такие формы роботы с воинами-авиаторами, как короткие, воодушевляющие людей митинги, пропаганда героических подвигов и самоотверженных действий отличившихся в боях военнослужащих, поощрение и популяризация положительного опыта, групповые и индивидуальные беседы, справедливая, принципиальная требовательность, отеческая забота об удовлетворении нужд и запросов фронтовиков.

В боевых вылетах по обеспечению действий 2-й ударной армии в районе Мясного Бора потребовались непрерывные полеты истребителей над полем боя. Короткими беседами с активом коммунистов и комсомольцев мы добивались того, что требования командования доводились до сознания каждого воина полка. В эскадрильях и звеньях шла упорная борьба за увеличение числа боевых вылетов, за эффективное использование всех возможностей наших истребителей. По 6-7 вылетов в день делали опытные летчики Б. Н. Саломатин, Шумейко, С. М. Голубев, Д. А. Медведев, Григорий Война и Петр Хриснов. С них брали пример молодые воздушные бойцы. Люди поистине творили чудеса. С рассвета до темпа над аэродромом не смолкал гул моторов, летчики уходили на прикрытие наземных войск, на разведку оборонительных позиций противника, на сопровождение бомбардировщиков, на штурмовку вражеских опорных пунктов. Только закаленным во всех отношениях авиаторам оказалась под силу такая огромная нагрузка.

В архивных документах хранится приказ по полку ? 37 от 21 марта 1942 года. В нем так говорится о храбрости, боевой активности молодого летчика сержанта Тихона Ивановича Хребтова: "Прикрывая наземные войска 21.03.42 г., сержант Хребтов увидел идущую к линии фронта группу бомбардировщиков противника. Без колебаний и промедлений он бросился наперерез врагу и, ворвавшись в гущу бомбардировщиков, расстроил их боевые порядки. Мощью своих пушек и PC отважный истребитель сбивает один Ю-88 и вынуждает другие фашистские самолеты беспорядочно сбрасывать бомбы. В этот же день сержант Хребтов вступил в схватку с тремя "мессершмиттами". В неравном бою был сбит, выпрыгнул с парашютом, на попутной машине добрался до своего аэродрома и, будучи раненным в плечо, попросил разрешения совершить еще один боевой вылет на резервном самолете".

Содержание приказа было немедленно объявлено всему личному составу. Вскоре сержант Хребтов был награжден орденом Красного Знамени и выдвинут на должность заместителя командира эскадрильи. Так молодежь твердо держала свое слово, данное на комсомольском собрании перед вылетом на фронт.

Шли бои. Радость успешных действий перемежалась с горечью тяжелых утрат, победы в воздушных боях чередовались с потерями летчиков и самолетов. В одном из боевых вылетов 14 марта 1942 г. я был тяжело ранен. Преследуемый тремя истребителями противника, дотянул израненный самолет до своей территории, сел на болото возле деревни и потерял сознание. По счастливой случайности самолет докатился до избы, в которой была санчасть понтонного батальона. Меня вытащили из самолета и доставили в полевой армейский госпиталь в поселке Новоселицы. После переливания крови я пришел в сознание. Шесть пулевых и одиннадцать осколочных ранений оказалось в моем теле. Спустя 39 лет после этого случая я получил от техника моего самолета П. П. Ярославцева письмо. Он писал: "Уважаемый Иван Михайлович, я хочу сообщить, что самолет ЛаГГ-3 ? 31212016, который Вы посадили в районе Новгорода, будучи тяжело раненным, я с группой младших специалистов восстановил. При дефектации были обнаружены большие пробоины правой плоскости, на фюзеляже против кабины, у двигателя пробит правый блок цилиндров. Мы восторгались, как Вы, будучи тяжело раненным, смогли посадить такой самолет".

Складывавшаяся в полку морально-психологическая атмосфера требовала непрерывного воздействия на чувства и настроения людей, умения формировать и развивать установки на поддержание высокой боевой активности и готовности с еще большей ненавистью и умением громить фашистских оккупантов. Командованию, партполитаппарату, партийному и комсомольскому активу полка удавалось решать эту задачу постоянным общением с личным составом, оперативным реагированием на все вопросы и настроения воинов-авиаторов, личным примером в боевой работе.

Большим авторитетом и уважением у подчиненных пользовался командир полка С. С. Ячменев. За отвагу и мужество он еще в первые месяцы войны был награжден орденом Красного Знамени, а на Волховском фронте его боевые дела были отмечены орденом Ленина и повышением в должности. Под стать Ячменеву оказался и его преемник майор Борис Николаевич Саломатин, вступивший в командование полком в июле 1942 г. Тридцатилетний командир заражал всех летчиков неистощимым энтузиазмом и постоянным стремлением идти в бой. Таким же был и заместитель командира полка 24-летний майор Дмитрий Александрович Медведев.

В моей памяти часто встают фронтовые плакаты, бюллетени, "боевые листки", в которых скупо, но вместе с тем очень доходчиво освещались факты стойкости и мужества, отваги и храбрости воздушных бойцов. В наглядной агитации воздавалось должное скромным труженикам войны - техникам и младшим авиационным специалистам, не жалевшим сил для восстановления, ремонта и подготовки самолетов к боевым вылетам. Это ими были эвакуированы с мест вынужденной посадки и восстановлены 3 самолета ЛаГГ-3, отремонтированы и введены в строй получившие повреждения и пробоины 37 боевых машин. Сердечные слова признательности своим боевым помощникам летчики излагали письменно и устно, их содержание через средства наглядной агитации быстро становилось достоянием всех воинов. Жгучую ненависть к фашистским извергам вызывали плакаты и "боевые листки", в которых публиковались сообщения о гибели и ранениях наших летчиков. Каждое слово в них призывало к мести: "Товарищи летчики! Отомстим гитлеровцам за нашего боевого командира капитана Шумейко!", "Беспощадно истреблять фашистских стервятников!", "Будем бить фашистов, как бил их капитан С. М. Голубев!".

В короткие промежутки между боевыми вылетами политработники спешили в эскадрильи, звенья, экипажи. Чаще всего их можно было увидеть на лесных опушках и в зарослях кустарника, вблизи замаскированных самолетов, где кипела работа по подготовке к очередному вылету. Они проводили беседы и политические информации, знакомили людей с сообщениями Совинформбюро и газетным публикациями. Если обстановка накалялась и в экипажах не хватало рабочих рук, они помогали механикам, мотористам и оружейникам. Политработники, имевшие летную подготовку, выполняли боевые задания наравне со всеми.

В суровых, испытаниях мужали и крепли наши славные летчики. И теперь, спустя много лет, когда задумаешься над тем, что же было главным в формировании характера, что определяло поведение и поступки авиаторов, отдаешь предпочтение волевой закалке. Железная, сконцентрированная воля, основанная на высокой политической сознательности и идейной убежденности, на воинском долге, высоком профессиональном мастерстве, давала воздушным бойцам дополнительные крылья, помогала им находить правильные решения в самой сложной обстановке воздушного боя, добиваться победы в труднейших ситуациях. Нам удалось найти пути целенаправленного сочетания разнообразных форм и методов воспитательной работа, обеспечить непрерывное партийное влияние на каждого военнослужащего и весь коллектив.

В конце июля 1942 г. я был назначен военкомом 280-й бомбардировочной авиационной дивизии, с которой прошел боевой путь до конца Великой Отечественной войны. После упразднения института военных комиссаров на меня были возложены обязанности заместителя командира дивизии по политической части, а затем состоялось утверждение и в должности начальника политического отдела соединения. Дивизия была сформирована на базе 1-й ударной авиационной группы Ставки Верховного Главнокомандования, где я до этого времени был военкомом.

В сентябре 1942 г. командование Волховского фронта решило нанести ряд мощных ударов по опорным пунктам и сосредоточению войск противника в районах Гонтовой Липки и Синявина. К участию в операции привлекалась и наша дивизия. Днем и ночью ее боевые экипажи громили врага. За три с лишним месяца было произведено 2447 боевых вылетов, сброшено на головы фашистов более тысячи тонн бомб и израсходовано около 200 тысяч снарядов и патронов.

Многообразие боевых задач требовало высокой грамотности летных экипажей в тактике боевых действий, умения преодолевать сильную противовоздушную оборону противника, выбирать такие варианты захода на цель, которые были бы внезапными для врага. Летное мастерство приобретало в сложившейся обстановке первостепенное значение, разумеется, при беспредельной храбрости и мужестве, дерзких действиях для выполнения задачи любой ценой, вплоть до самопожертвования. Воспитание велось в едином комплексе с обучением экипажей грамотному, эффективному применению авиационной техники и оружия. Приказ народного комиссара обороны требовал: ": учиться военному делу, учиться настойчиво, изучить в совершенстве свое оружие, стать мастерами своего дела и научиться, таким образом, бить врага наверняка". Командир, штаб и политический отдел дивизии изыскивали время для проведения конференций по обобщению опыта летно-тактических и бомбардировочных действий, выкраивали часы для занятий по изучению новой тактики и способов более эффективного использования самолетов.

Мне и всем работникам политотдела пришлось, в частности, заниматься подготовкой летно-тактической конференции в 4-м гвардейском бомбардировочном авиаполку по вопросам повышения эффективности бомбометания. Мы провели обстоятельные беседы с коммунистами, которым поручалось готовить основные доклады, дали советы по изготовлению необходимых наглядных пособий.

В дивизии утвердилось правило, по которому боевое обучение летного состава, ввод в строй молодых экипажей доверялись самым опытным и авторитетным людям, отличившимся в боях командирам и штурманам. К их советам и рекомендациям прислушивались все авиаторы. Подлинным мастером бомбовых ударов зарекомендовал себя командир 1-й эскадрильи майор В. К. Морозов, который впоследствии стал командиром 4-го гвардейского бомбардировочного авиаполка, удостоенного почетного наименования Новгородского. Выступление на конференции такого испытанного мастера летной профессии воспринималось летчиками и штурманами с большим интересом. Такими же убедительными и доходчивыми были выступления мастеров штурманского дела. Опытные летчики и штурманы призвали однополчан героически готовиться к каждому вылету, не допускать шаблона в тактике боевых действий. Были рекомендованы различные варианты нанесения бомбовых ударов но объектам в населенных пунктах, по артиллерийским позициям, железнодорожным эшелонам, переправам, складам, аэродромам, по транспортам на озерах и реках.

Особое внимание на конференциях и занятиях уделялось вопросам противозенитного маневра и противодействия истребительной авиации противника. На конкретных примерах объяснялись широкие возможности наших бомбардировщиков для маневрирования по курсу и высоте при заходе на цель с различных направлений. Благодаря проведенной работе заметно уменьшились наши потери/значительно возросла результативность бомбовых ударов.

Приказ наркома обороны от 28 июля 1942 г. потребовал "стоять насмерть, беспощадно истреблять гитлеровскую нечисть на земле, на воде и в воздухе". Все партийно-политические мероприятия, проводимые в частях дивизии в течение августа-сентября 1942 г., были направлены на воспитание стойкости и мужества личного состава. В полках состоялись партийные собрания с повесткой дня "Задачи по укреплению воинской дисциплины и воспитанию бесстрашных воздушных бойцов в свете требований приказа". Активность на них была исключительно высокой. Штурман экипажа 815-го полка коммунист Киреев, выражая мнение своих товарищей, заявил: "Как клятву партии и народу мы будем повторять слова: "Ни шагу назад, смерть фашистским оккупантам!". Давайте бесстрашно вести себя в боях, выполнять полетные задания только на отлично". Такие же заверения дали на собраниях коммунисты 35-го и 4-го гвардейского полков.

Партийный контроль за результатами боевых вылетов экипажей стал более тщательным и действенным. Коммунисты выполняли решения собраний усилением ударов по врагу, повышением боевой активности. В начале сентября экипажи 815-го полка по инициативе члена партии майора Галилова обратились к командованию дивизии за разрешением делать по три боевых вылета в ночь и увеличить бомбовую нагрузку на 200 килограммов. Политический отдел поддержал эту инициативу. После проведения подготовительной работы по организации дневного отдыха экипажей и изучению правил взлета при дополнительной бомбовой нагрузке замысел был осуществлен. Если в ночь с 1 на 2 сентября экипажи полка выполняли по 2 вылета с бомбовой нагрузкой 1300 килограммов, то в ночь с 3 на 4 сентября они сделали по 3 боевых вылета с бомбовой нагрузкой по 1500 килограммов. На железнодорожную станцию Тосно, где скопилось большое количество гитлеровских . эшелонов, были обрушены 30 500-килограммовых, 14 250-килограммовых, 14 100-килограммовых бомб и множество осветительных, фугасных и зажигательных бомб меньшего калибра.

Главной темой агитационно-пропагандистских выступлений тех дней было укрепление стойкости и выдержки советских воинов. Большую помощь в этой работе оказывала центральная и фронтовая печать. Передовая статья "Правды" - "Коммунист - носитель порядка и дисциплины", напечатанные на ее страницах публицистические материалы - "Судьба Родины в руках Красной Армии", "Варварство - немецкое ремесло", "Остановить, отбросить и разгромить врага" - служили для политработников и всех фронтовых агитаторов хорошим пособием, обеспечивавшим высокую действенность докладов и бесед. Побывали тогда у нас и выступили перед личным составом с докладами лектор Главного политического управления Г. М. Свердлов, представители Политуправления фронта, агитаторы политического отдела армии. Несмотря на большую загруженность боевой работой, нам удавалось выкраивать время для проведения занятий с руководящим составом по марксистско-ленинской подготовке.

Усилиями командиров и политработников, партийных и комсомольских организаций в частях дивизии развивалось чувство ответственности за успешное выполнение каждого полетного задания. 26 сентября 1942 г. дивизионная газета "Боевой полет" опубликовала открытое письмо членов экипажа 815-го полка, которым командовал коммунист старший лейтенант Н. Ф. Курбанов, "К новым подвигам на фронте". В нем говорилось:

"Отличное вождение самолетов, меткое бомбометание, безотказная работа техники зависят только от нас, мы даем слово своей Родине, партии и народу, что долг защитников социалистического Отечества выполним с честью. Обязуемся сами и призываем весь личный состав соединения тщательно готовиться к каждому вылету, метко поражать цели, решительно отражать атаки истребителей противника, не иметь ни единого отказа в работе материальной части". В связи с этим письмом проводилась соответствующая работа в эскадрильях, звеньях и экипажах. Боевые дела Курбанова и его товарищей подробно освещались в последующих номерах дивизионной газеты, их почин был подхвачен не только в 815-м, но и в других полках дивизии.

При подведении итогов боевой работы за 1942 г. мы с гордостью могли сказать, что справились с поставленными задачами нанесли немалый урон противнику. Кроме бомбовых ударов и полетов на разведку экипажи принимали деятельное участие в ведении специальной пропаганды. Они сбросили над занятой противником территорией более 20 миллионов листовок, адресованных солдатам фашистской армии, а также агитматериалы на русском языке, предназначенные для населения оккупированных районов и действовавших в тылу партизан.

Итоги трудного военного года радовали, но не приносили удовлетворения ни руководству дивизии, ни личному составу частей. Все знали, что пока еще не решена главная задача - не прорвана блокада Ленинграда. Люди жили одним стремлением - облегчить страдания ленинградцев, помочь отвести нависшую над жителями города угрозу. С жадностью ловили авиаторы каждую весточку о положении дел на переднем крае, о попытках войск фронта прогрызть вражескую оборону. В интересах улучшения взаимодействия и укрепления боевой дружбы с воинами сухопутных войск политотдел дивизии и политработники частей практиковали проведение товарищеских встреч и вечеров братства по оружию, сыгравших важную роль в воспитании стойкости и мужества личного состава, в преодолении авиаторами тягот и лишений военного времени. 20 декабря 1942 г. на одном из аэродромов под Тихвином состоялась встреча личного состава 35-го и 4-го гвардейского полков с представителями сухопутных войск Волховского фронта. Участник Синявинской операции капитан Каленик из артиллерийской части говорил о важности взаимодействия артиллеристов и авиаторов. Ярко и убедительно рассказывал о боевых делах пехотинцев лейтенант Шевцов. Он передал горячий привет бойцов переднего края и выразил надежду на скорое вызволение Ленинграда из фашистской блокады. От личного состава частей дивизии на встрече выступили майор Н. Я. Кондратьев, лейтенант Кузнецов и старшина А. А. Рябой. Все они говорили о готовности авиаторов к активным боевым действиям по прорыву блокады Ленинграда.

Подготовка к прорыву блокады велась повсеместно. Особую значимость в подъеме боевого духа и наступательного порыва воинов-авиаторов приобрела оперативная информация о положении дел в Ленинграде, о легендарной стойкости ленинградцев, самоотверженно защищавших свой город вместе с бойцами Ленинградского фронта и моряками Балтийского флота. В частях демонстрировался документальный фильм потрясающей силы - "Ленинград в борьбе", на встречу с воинами в дивизию приезжал секретарь Ленинградского обкома партии Николай Иванович Бумагин, перед личным составом выступили с концертом артисты ленинградских театров. Воодушевляющее воздействие оказали сообщения об успехах наших войск под Сталинградом. Известия об окружении воинами-сталинградцами крупной группировки фашистских оккупантов были встречены всеобщим ликованием.

Нельзя не упомянуть и о таком важном факторе, мобилизующем людей на ратные подвиги, как письма из тыла. Вот текст одного из писем, написанного Верой Грудиной из Куйбышева и зачитанного нами на митинге 35-го полка:

"Здравствуй, дорогой воин! Я не знаю, кто ты - русский, грузин или узбек, но на твоей шапке, как и всех советских бойцов, горит немеркнущая звезда. В твоей груди, как и у всех советских патриотов, бьется пламенное сердце защитника нашей любимой Родины. Мы всей душой с тобой, товарищ, мы все с нашей Отчизной.

Мне 23 года. Быть может, ты моложе или старше, но у обоих нас есть святое дело-спасение Родины. Ты на фронте, а я в тылу - наше общее дело бить гитлеровцев. Бей их без жалости, бей до тех пор, пока не найдут смерть все захватчики, пришедшие на нашу землю. Мы, ваши подруги, не отстаем и помогаем фронту всем, чем нужно. Бейте, славные воины, фашистов, с вами крепкий советский тыл. Миллионы советских людей ждут от вас, героических защитников Ленинграда, боевых успехов и побед".

Ранним утром 12 января 1943 г. были получены приказ командующего и обращение Военного совета Волховского фронта о переходе в наступление с целью прорыва блокады Ленинграда. Работники политотдела немедленно отправились на аэродромы для проведения митингов и мобилизации личного состава на активные боевые действия и поддержку наступавших войск. В 4-м гвардейском полку на аэродром вынесли боевое гвардейское знамя. Затаив дыхание, слушали авиаторы текст обращения Военного совета. Выступили несколько человек. Летчик младший лейтенант Морозов заявил: "Нас было в семье пять братьев, четыре брата погибли в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Я остался один. В предстоящих вылетах буду бить фашистов так, как их уничтожал мой брат в Берлине и Плоешти, будучи командиром экипажа авиации дальнего действия. За смерть братьев отомщу гитлеровцам сполна".

Гвардейцы дали клятву отдать все силы борьбе за освобождение Ленинграда от зловещей блокады и слово свое сдержали. Шесть дней подряд вели они неутомимую боевую работу, помогая наземным войскам продвигаться навстречу бойцам Ленинградского фронта. Почти круглосуточно наши бомбардировщики выполняли боевые задачи. Гвардейцев 4-го и летчиков 35-го авиаполков, действовавших днем, сменяли ночные экипажи 815-го полка. Для вылетов в сложных метеоусловиях мы отбирали наиболее подготовленные экипажи, и их действия были весьма успешными. Благодаря четкому взаимодействию наземных войск и авиации, настойчивости и упорству наступавших частей и соединений 18 января 1943 г. кольцо блокады было прорвано. В Рабочем поселке ? 5 произошла встреча воинов Волховского и Ленинградского фронтов. Район Липки-Шлиссельбург- Арбузове оказался очищенным от фашистов, город Ленина получил выход для сообщения с Большой землей. Долгожданный день наступил. Всему личному составу нашей дивизии была объявлена благодарность командующего войсками Волховского фронта, участники боев получили медали "За оборону Ленинграда".

До полной ликвидации опасности, нависшей над Ленинградом, и тем более до окончательного разгрома фашистских агрессоров советским воинам предстояло пройти долгий, трудный путь. Впереди у дивизии были бон за освобождение Новгорода и Пскова, Луги и Острова, активное участие в боевых операциях на территории Советской Прибалтики. Ее состав в начале 1944 г. значительно изменился. Продолжал боевую деятельность в качестве главной ударной силы дивизии 4-й гвардейский полк, а взамен ряда других бомбардировочных частей вошли 606-й и 958-й штурмовые авиационные полки.

В наступательных боях экипажи дивизии совершали по 100-150 вылетов в сутки, показывая высокие морально-боевые качества, ненависть к врагу и презрение к смерти. 17 июля 1944 г. героический подвиг совершил экипаж штурмовика в составе коммуниста младшего лейтенанта Никифора Николаевича Чернявского и члена ВЛКСМ ефрейтора Николая Ивановича Попова. По примеру экипажа Николая Гастелло славный патриот Чернявский направил горящий Ил-2 в колонну фашистских автомашин и танков.

Особо отличились летчики-штурмовики 958-го полка сгарший лейтенант И. И. Мейлус, лейтенанты Б. Д. Кабышев, Н. Никитенко, ставшие в конце 1944 г. Героями Советского Союза, и лейтенант Н. Ф. Малиновский. Только за период боевых действий по прорыву блокады Ленинграда два звена штурмовиков, где были ведущими Кабышев и Малиновский, в воздушных боях сбили 8 самолетов противника. Сегодня генерал-лейтенант авиации Б. Д. Кабышев в запасе.

Высокие организаторские способности, волю и мужество проявили в боях командир 606-го полка майор В. А. Шалухин и его заместитель по политчасти майор П. А. Дюмин. Они своим примером при выполнении боевых задач воодушевляли личный состав полка. Умелыми, бесстрашными "свободными охотниками" показали себя летчики этого полка Таякин, Цыбин, Тумашев. Летая ведущими пар по тылам противника, они уничтожили много боевой техники и живой силы противника.

Всякий раз, когда обстановка требовала напряжения всех сил, командиры и начальники всех степеней находили помощь со стороны партийных организаций полков и эскадрилий. Коммунисты оперативно откликались на каждое событие, требующее сосредоточения сил, принимали все меры для повышения эффективности бое-иой работы. Пусть партийные собрания часто проходили накоротке, под плоскостью самолета, в тесной землянке или на опушке примыкающего к аэродрому леса, пусть не всегда гладкими, а порой даже корявыми были тексты принятых решений, главное, что эти решения незамедлительно претворялись в дела. Активность и боевитость первичных партийных организаций дивизии постоянно была на уровне тех требований, которые предъявлялись Центральным Комитетом партии в годы Великой Отечественной войны. Коммунисты являлись идейными бойцами партии, лучшими исполнителями приказов командиров и начальников.

Перелистывая сейчас пожелтевшие страницы архивных документов, мысленно возвращаешься к тем труднейшим дням, когда каждый шаг партийной работы был направлен на поддержание у личного состава высокого политико-морального состояния и укрепления духовных сил воздушных бойцов. В ходе напряженных боев связали свою судьбу с партией сотни летчиков, штурманов, стрелков-радистов, техников и механиков. Так, перед вылетом на боевое задание к парторгу 4-го гвардейского полка подошел штурман эскадрильи капитан Никитин с просьбой о приеме в партию. "Я желаю сражаться за нашу любимую Родину, будучи в рядах великой ленинской партии. Обязуюсь драться за полное изгнание врага с нашей территории, не щадя своей крови и жизни",- писал он в своем заявлении. В тот же день парторганизация эскадрильи приняла Никитина кандидатом в члены ВКП(б).

Неослабное руководство деятельностью партийных организаций и всей системой партийно-политической работы в частях осуществлял политический отдел дивизии. Мои товарищи и сослуживцы по отделу майор Сергеев, старший лейтенант Кузнецов, старший лейтенант Заяц и другие снискали в частях признание как грамотные, знающие дело политработники, умеющие устанавливать хорошие контакты с людьми, организовывать и проводить содержательные мероприятия. Задумываясь над тем, что составляло главную черту в стиле и методах работы политотдела авиационной дивизии в военное время, приходишь к выводу, что это было постоянное живое общение с личным составом, мобилизация его на смелые и решительные действия по уничтожению живой силы и техники врага, на проявление мужества и героизма, систематическое обобщение и распространение передового опыта и наиболее действенных форм и методов партийно-политической работы. Проводя в жизнь политику и решения партии, организуя выполнение директив вышестоящих политорганов, приказов и распоряжений командующего воздушной армией и командира дивизии, политотдел ставил во главу угла положительные образцы работы командиров и их заместителей по политчасти, парторгов и комсоргов, рядовых коммунистов и комсомольцев.

В политическом отделе шло последовательное накопление материалов об опыте работы партийных и комсомольских организаций, о росте рядов партии, ведении контрпропаганды, об организации отдыха и досуга летного состава, о воспитании ненависти к врагу, которые становились достоянием командиров и политработников вновь вливавшихся в дивизию частей и с успехом использовались в последующих боевых операциях. Нам, ветеранам, бывшим политработникам, особенно близки слова Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева, сказанные им в докладе на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне: "Ленинская партия стала сражающейся партией, слившейся воедино с воюющим народом. На труднейшем-военном отрезке нашей истории она оказалась на высоте своей огромной ответственности. за судьбы Родины и привела страну к Победе".



Содержание - Дальше