АВИАБИБЛИОТЕКА: И ВОЗВРАЩАЛИСЬ С ПОБЕДОЙ
Издание:
...И возвращались с победой:
Сборник воспоминаний/ [Сост. Н. Я. Кондратьев].-
Л.: Лениздат, 1986.-350 с., ил. Тираж: 50000

Аннотация:
Сборник подготовлен по инициативе совета ветеранов 14-й воздушной армии. Вошедшие в него воспоминания охватывают весь период ее боевых действий. В них рассказывается о воинском мастерстве, мужестве и героизме авиаторов армии в боях с фашистскими захватчиками под Тихвином и Ленинградом, Новгородом и Псковом, в Прибалтике, о характере боевых действий, совершенствовании управления авиацией, подготовки и обеспечения успешных полетов, о ведущей роли коммунистов в воспитании личного состава частей и достижении победы над врагом.
Авторы воспоминаний - командиры, политработники, летчики, штурманы, стрелки-радисты, инженеры, техники, механики и другие авиационные специалисты.
Книга рассчитана на широкий круг читателей. Молодым людям она поможет лучше понять истоки мужества и героизма советских воинов в годы Великой Отечественной войны, глубже осознать необходимость неустанно крепить экономическое и оборонное могущество Родины, а ветеранам - отчетливее вспомнить трудный и славный боевой путь и интимнее воспитывать молодежь на примерах беззаветной преданности Отчизне старшего поколения.
Составитель и научный редактор - Н.Я. Кондратьев, генерал-майор авиации в отставке, председатель совета ветеранов 14-й воздушной армии, автор статьи "Ветераны 14-й сегодня", им подготовлены "Сведения об авторах и схема "Боевой путь 14-й воздушной армии".
Составитель выражает искреннюю признательность ветеранам армии В. А. Бутузов, В, Н. Никольскому, А. А. Теплякову, А. Г. Рыжкову, Д. Ф. Тоневицкому за советы при подготовке сборника. Рецензенты: М. Н. Кожевников-генерал-майор авиации в отставке, старший научный сотрудник Института военной истории Министерства обороны СССР, кандидат военных наук, И. В. Болдырев - генерал-майор авиации в отставке.


  • Книга в архиве (416,5 kb).
    Содержание
    С. И. Руденко. Предисловие
    И. П. Журавлев. Путь боевых побед
    Н. П. Минаков. Всегда в авангарде
    В. И. Муравьев. Разведка доносила точно
    В АТАКЕ-ИСТРЕБИТЕЛИ
    А. П. Силантьев. Над полосой прорыва
    Ю. Н. Вольский. Он был моим командиром
    В. М. Поваров. Поединок
    В. К. Сидоренков Огневые будни
    В. В. Васильев. Подвиги героя
    И. П. Поляков. Сильные духом
    Б. Г. Анцух. Воля
    НАД ПОЛЕМ БОЯ - ШТУРМОВИКИ И КОРРЕКТИРОВЩИКИ
    А. А. Кукоев. Шли в бой коммунистами
    Н. И. Пикин. Боевое крещение
    А. А. Панфилов. В бою комсомольцы
    А. Ф. Шаров. Если нас сбивали
    Н. Б. Ханаев. Корректировщики указывают цели
    В. И. Лукашин. Штурмовали врага в Прибалтике
    Б. Г. Кандыбин. В последний бой
    ПИКИРОВЩИКИ ВЬЮТ ПО ЦЕЛЯМ
    И. М. Мороз. Воспитание воли и мужества
    В. И. Харченко. Бомбовый удар
    Н. Я. Кондратьев. Под крылом - земля новгородская
    В. А. Дьячков. Задание было выполнено
    Ф. К. Гаврилов. Шли на подвиг
    Н. М. Стольников. В бою гвардейцы
    С. А. Козельков. От Тихвина до Риги
    Б. Г. Ульянов. Мужество штурмана
    РЫЦАРИ НОЧНОГО НЕБА
    А. Г. Ермаков. Бомбили "кукурузники"
    И. А. Красавин. Всегда друг друга выручали
    Э. В. Вийк В тяжелый 42-й
    Н. Ф. Бороздин Крылатые связисты
    А. И. Гофман Каждое задание было важным
    О. П. Батанов Лишь два эпизода
    А. М. Бабаян Над Новгородом
    ОБЕСПЕЧИВАЯ БОЕВЫЕ ПОЛЕТЫ
    Д. М. Мекензин Связь действовала надежно
    С. С. Мещеряков На пути к Тихвину
    М. М. Куприн Проявляя инициативу и находчивость
    А. Т. Моисеев Боевая работа линейщиков
    А. А. Кузнецов Место в строю
    3. Г. Рябцева Запомнилось сердцем
    УСПЕХ ГОТОВИЛСЯ НА ЗЕМЛЕ
    Б. А. Девяткин В постоянной готовности
    П. А Неминущий Нелегкая служба боевого обеспечения
    М. К. Крутякова Сильные девичьи руки
    И. А. Днепровский Изыскатели
    Г. П. Пугачев По фронтовым дорогам
    Н. Н. Епанечников Нужен был точный прогноз
    В. И. Фейгин По льду через Волхов
    Т. Н. Щербиновская Мастер камуфляжа
    Е. М. Терехова Наш "пчелиный улей"
    А. Б. Морозов На страже здоровья авиаторов

    Ветераны 14-й сегодня
    Сведения об авторах

    Предисловие

    Северо-Западное направление в Великой Отечественной войне являлось одним из трех основных стратегических направлений. Перед войной на этом направлении дислоцировались силы Особого Прибалтийского и Ленинградского военных округов. Краснознаменного Балтийского флота, призванных обеспечить оборону важнейших политических и военно-экономических районов Ленинградской области и Прибалтики, а также путей сообщения, связывающих центр страны с Баренцевым морем. Ожесточенные бои здесь развернулись с самого начала войны.

    Немецкое командование в плане "Барбаросса", намечая удар на Западном направлении, придавало большое значение овладению .колыбелью Великого Октября - городом Ленина. Успешное наступление здесь могло обеспечить фашистам не только безопасность Левого фланга армий "Центр", рвавшихся на Москву, но и давала .возможность совершить обходной маневр для удара на нашу столицу с севера.

    Войскам Ленинградского, Волховского и Северо-Западного фронтов противостояла немецкая группа армий "Север", куда входили 16-я, 18-я армии и 4-я танковая группа (армия) с отборными соединениями и новейшей военной техникой. Ее поддерживал 1-й воздушный флот, имевший самолеты новых типов с хорошо подготовленным летным составом.

    Политическое и военное руководство фашистской Германии в своих авантюристических планах молниеносной войны с Советским Союзом придавало особое значение авиаци-и. К началу 1941 года промышленность Германии могла производить ежемесячно до тысячи самолетов. В составе немецких ВВС было около 60 процентов бомбардировщиков, что соответствовало наступательным целям войны и стремлению наносить массированные бомбардировочные удары по нашим объектам.

    На Северо-Западном направлении основными фронтовыми бомбардировщиками я разведчиками у немцев были самолеты Ю-88, Хе-111, До-215, пикировщик Ю-87 и штурмовик Хе-129, а истребителями - Ме-109 различных модификаций, двухмоторный Ме-110, который использовался и как бомбардировщик для действий по наземным объектам. В 1943 году появился новый тип самолета-истребителя - ФВ-190, имеющий более мощнее бортовое оружие. Накануне войны в советских ВВС соотношение между родами авиации было: бомбардировочные авиаполки-45 процентов, истребительные-42 процента, штурмовые, разведывательные и другие - 13 процентов. Замечательные самолеты, такие, как пикирующий бомбардировщик Пе-2 и бронированный штурмовик Ил-2, в конце 1940 года только начали выпускаться промышленностью и в начале войны на фронте их было мало. Для бомбардировок объектов противника ночью применялись самолеты ТБ-3, СБ, ДБ-3, Ил-4, Р-5, Р-зет и особенно широко У-2 (По-2). Из новых самолетов-истребителей были-МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, из устаревших конструкций-И-15, И-16, И-153. Со второй половины 1942 года на, фронте мы стали иметь более совершенные самолеты-истребители - Ла-5 и Як-7. С 1944 года начали поступать Як-3 и Ла-7, а по ленд-лизу - американские истребители "Аэрокобра". Последних было мало, и они "погоды не делали".

    Превосходство фашистских сил и средств как наземных, так и авиационных в первые месяцы войны было значительным. Несмотря на упорное сопротивление, советские войска вынуждены были отходить в глубь страны.

    9 сентября 1941 г. ударные силы группы армий "Север" вышли к Ладожскому озеру, образовав узкий 15-километровый выступ, по форме напоминающий бутылочное горло, -"фляшенхальс", как его называли немцы. В короткое время фашистское командование укрепило этот плацдарм, сосредоточив на небольшом участке между Мгой и Ладожским озером около пяти дивизий. Лесисто-болотистая местность в районе выступа способствовала противнику создать устойчивую оборону. С севера над Ленинградом нависали финские войска, город оказался в кольце блокады и потерял сухопутную связь с центром страны, с ее тылами.

    Легендарная Дорога жизни, проложенная по льду Ладожского озера, и транспортные самолеты давали возможность перевозки грузов в блокированный город, но это не могло полностью обеспечить продовольствием, оружием, боеприпасами войска Ленинградского фронта и население города.

    Фашисты неоднократно пытались штурмом взять Ленинград, но ленинградцы стойко держались. Секретарь Ленинградского обкома партии А. А. Жданов, выступая 18 июля 1942 г. на заседании Верховного Совета СССР, говорил: "Жестокие трудности борьбы с ненавистным врагом нашей Родины не сломили энергии и мужества -защитников Ленинграда. Ни бомбардировка с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни трудности со снабжением города, ни попытки расстроить наши боевые ряды морально... не достигли цели, которую поставил враг".

    ...Советские войска Северо-Западного направления проявляли героические усилия в защите города, сами ленинградцы, работая в холоде и голоде, под непрерывными обстрелами и бомбежками, совершили героический подвиг, которого еще не знало человечество. Все советские люди глубоко сочувствовали ленинградцам, оказывали помощь, проявляли большую заботу об эвакуированный из города больных, женщинах, детях.

    Центральный Комитет партии, ГКО, Ставка Верховного Главнокомандования уделяли большое внимание боевым действиям под Ленинградом, обеспечивали всем возможным как ленинградцев, так и Ленинградский и Волховский фронты, координировали действия" их на этом направлении, посылали туда своих представителей.

    14-я воздушная армия Волховского фронта была сформирована в июне 1942 г. на базе ВВС фронта и ВВС общевойсковых армий, боевые порядки которых занимали огромное лесисто-болотистой пространство от Ладоги до Ильмень-озера.

    Опыт первого года войны показал необходимость централизованного применения и управления авиацией, массированного применения и сосредоточения ее усилий на направлениях главных ударов фронта и общевойсковых армий с целью обеспечения их успешных боевых действий, как в наступлении, так и в обороне.

    К этому времени эвакуированные в глубь страны авиационные заводы уже стали выпускать новые типы самолетов, пополнение ими воздушных армий создало условия для нанесения массированных авиационных ударов, проведения воздушных операций, обеспечивающих наступление наземных войск.

    Последняя попытка фашистского командования взять штурмом, Ленинград и установить сухопутную связь с белофиннами была запланирована на сентябрь 1942 г. Такая возможность у немцев появилась оттого, что в июле этого года наши войска после героической обороны были вынуждены оставить Севастополь, а потом и весь Крым. Высвободившиеся пять дивизий 11-й немецкой армии имеете с тяжелой артиллерией и орудиями особой мощности передавались группе армий "Север".

    Генеральный штаб сухопутных войск Германии эту операцию назвал "Фойерцбург"-волшебный огонь, фейерверк. Но ничего, волшебного, никакого фейерверка не получилось. Советское командование упредило противника проведением Синявинской операции, в |результате которой, хотя прорыв блокады Ленинграда не был осуществлен, фашистская группировка была обескровлена, а ее наступление сорвано.

    Синявинские высоты и расположенные поблизости восемь paбочих поселков были ареной многократных жестоких сражений с начала блокады Ленинграда и до ее ликвидации.

    После неудач с операцией "Фойерцбург" фашистское командование продолжало планомерную осаду Ленинграда. Гитлер говорил: "Ленинград сам поднимет руки... Никто не освободит его, никто не сумеет прорваться через созданные линии. Ленинграду придется умереть голодной смертью". Но враг просчитался. В январе 1943; г:

    блокада Ленинграда была прорвана южнее Ладожского озера. По небольшому коридору была быстро проложена железная дорога, и город получил связь и снабжение по суше.

    Полностью снять блокаду наши войска смогли только в конце января 1944 г, после освобождения Новгорода. Столь длительная битва за Ленинград - 900 дней - была вызвана значительным превосходством противника в силах и средствах, лесисто-болотистой местностью, невыгодной для наступления войск Волховского фронта.

    В операциях по прорыву блокады города на Неве, а также освобождению Псковщины и Прибалтийских республик 14-я воздушная армия внесла достойный вклад в разгром немецко-фашистских войск Авиаторы, выполняя задания командования, ясно сознавали величайшую ответственность перед Родиной, перед Коммунистической партией, понимали, что в этой войне противостоят не только военные группировки, но и общественно-социальные системы - империалистическая фашистская и советская социалистическая, противоборствуют идеологии - нацистская и коммунистическая, что война идет "не на живот, а на смерть", что в этой войне не может быть компромиссов. И делали все возможное для победы, выполняли свой священный долг, не щадя ни сил, ни жизни, проявляя высокое мастерство и массовый героизм.

    В воздушных боях и при нанесении по врагу бомбоштурмовых ударов смертью храбрых пали многие авиаторы объединения. Подвиги воинов 14-й воздушной армии навечно вошли в летопись боевой славы Советских Вооруженных Сил и всегда будут служить примером верности воинскому долгу, преданности делу Ленина, Коммунистической партии. Советской Отчизне.

    Боевые действия частей армии - процесс сложный, многогранный, и в этом коллективном труде авторы, являясь представителями различных авиационных специальностей, удачно дополняют друг друга, рассказывая о воздушных боях, штурмовках, бомбардировках противника, о жизни и работе на аэродромах.

    Воспоминания ветеранов 14-й воздушной армии - полезная и нужная книга Ее особая ценность - в живых рассказах о грозных битвах с врагом на подступах к Ленинграду и в Прибалтике, о человеческих судьбах и в том еще, что авторы воспоминаний - непосредственные участники боевых полетов и их обеспечения.

    Книгу с интересом будут читать и молодежь и люди старших поколений. Проявление стойкости и мужества, героические подвиги авиаторов являются прекрасным примером для воспитания патриотизма советских людей.

    С. И. Руденко, Герой Советского Союза, маршал авиации


  • OCR и правка Сергей Каргапольцев