АВИАБИБЛИОТЕКА: П.Я. ГОЛОВАЧЕВ

Имя летчика-истребителя Павла Головачева появилось на страницах военных газет в первые дни Великой Отечественной и не сходило до последних ее дней. Головачев совершил за период войны 457 боевых вылетов, провел 125 воздушных боев, сбил 30 самолетов противника и один самолет в группе. Был четыре раза ранен.

После войны П. Я. Головачев продолжал службу в рядах Советской Армии. Он окончил две военные академии, командовал полком и дивизией, был заместителем командующего авиацией военного округа. Правительство в мирное время трижды награждало его боевыми орденами за успехи в боевой и политической подготовке.

34 года находился в строю прославленный летчик-истребитель, генерал-майор авиации Павел Яковлевич Головачев. И все эти годы он показывал пример исполнения воинского долга, верного служения любимой матери-Родине.

П. Я. Головачев родился 15 декабря 1917 года в деревне Кошелево Вуда-Кошелевского района Гомельской области в бедной крестьянской семье. Отец его, Яков Григорьевич, до революции батрачил. Участвовал в империалистической войне, защищал завоевания Великого Октября на фронтах гражданской. В конце 1918 года был тяжело ранен. Домой вернулся инвалидом. Был он добродушным, общительным человеком. Своим веселым нравом, энергией, оптимизмом и отзывчивостью умел покорять сердца. К Якову Григорьевичу часто обращались крестьяне из окрестных деревень за советом, с просьбой написать письмо или заявление (он был единственным на всю округу грамотным, имел красивый почерк). И Яков Григорьевич никогда не отказывал людям. Мать, Евдокия Николаевна, по характеру была полной противоположностью отцу: строга и молчалива. Несмотря на свою тяжелую болезнь, она находила силы, чтобы хлопотать по дому, работать в огороде, воспитывать шестерых детей - пять мальчиков и девочку.

Родители рано приохотили своих детей к труду, учили их преодолевать любые невзгоды жизни. Глубокое уважение к человеку труда, умение бороться с трудностями и побеждать их- эти н другие черты, привитые в родительском доме, отличали Павла Яковлевича в течение всей его жизни.

В начале 20-х годов родители переехали из Кошелева в Ветковский район. Отец стал работать здесь на лесоучастке. Урочище Шубино, где поселились Головачевы, было поистине сказочным. Одинокий дом лесника стоял на возвышенности, на лесной поляне; к нему со всех сторон плотной стеной подступали дубы, ели и сосны. Недалеко от дома протекал красавец Сож, по которому днем и ночью плыли небольшие пассажирские и грузовые пароходы. "Тогда, в детстве, - вспоминал Павел Яковлевич, - они казались мне огромными и прекрасными. Особенно вечерами, когда палуба расцвечивалась огнями".

Летом шумливая детвора весь день резвилась на лоне природы. Сбор ягод и грибов, ловля рыбы были самыми любимыми занятиями ребятишек. Особое удовольствие старший Паша, получал от купания вместе с отцом в Соже. Мальчик рано научился плавать и не боялся заплывать до середины реки, на быстрину.

Семье жилось нелегко, но она была дружной и неприхотливой, довольствовалась самой скромной пищей. "С ранней весны мы питались щавелем и луговым чесноком. - вспоминал П. Я. Головачев.- Собирали еще какие-то травы, высушив и растерев которые, мама добавляла в муку. Получались хлебные коржики, но и такой хлеб мы не имели возможности есть досыта. Летом дополняли свой рацион ягодами, грибами. Лакомились очень сладкой луговой клубникой".

В длинные зимние вечера мать обычно хлопотала на кухне, дети же усаживались вокруг отца и при свете горящей лучины, затаив дыхание, слушали его рассказы о кавалерийских атаках и пулеметных тачанках, о том, как рвутся снаряды, выбрасывая вверх землю, засыпая ею солдат в окопах. А за окном таинственно шумел лес. Все это вместе взятое создавало в детском воображении хотя и страшные, но романтические картины.

Шли годы, дети подрастали. В восемь лет Паша начал ходить в школу. Он был очень любознательным мальчиком. Большую тягу к знаниям, к книге сумел привить своим питомцам учитель Фома Иванович Барсуков, которого Павел Головачев вспоминал добрым словом до конца своей жизни.

Наступил 1930 год. На Гомельщине. как и по всей республике, развертывалась массовая коллективизация. Яков Головачев в числе первых вступил в колхоз и стал работать бухгалтером молодой сельхозартели имени К. Е. Ворошилова в Чечерском районе, куда к этому времени переехал с семьей.

После окончания семилетней школы Павел поступил учиться в Гомельское фабрично-заводское училище. Успешно окончив его и получив специальность столяра-фрезеровщика пятого разряда, он с конца 1934 года стал работать на деревообрабатывающем комбинате. Это довольно крупное предприятие, построенное в годы первой пятилетки, находилось в пригороде Гомеля - рабочем поселке Ново-Белице. Он быстро почувствовал себя равноправным членом большого трудового коллектива. Работал с огоньком, стал стахановцев, вступил в комсомол.

В те годы Ленинский комсомол бросил клич: "Комсомолец - на самолет!" Последовав этому патриотическому призыву, Павел Головачев в 1937 году без отрыва от производства стал курсантом Гомельского аэроклуба. Успешно окончив учебу в аэроклубе, он в 1938 году по путевке комсомола уехал в Одесское авиационное училище имени П. Осипенко.

"Тяжело было расставаться с товарищами, с родным рабочим коллективом, с той заводской проходной, которая, говоря словами песни, "в люди вывела меня". - вспоминал П. Я. Головачев, спустя много лет.

Годы учебы пролетели быстро. В 1940 году, закончив успешно училище, младший лейтенант Павел Головачев был направлен в один из вновь формировавшихся истребительных полков.

"Годы учебы в Одессе остались светлыми, добрыми воспоминаниями на всю жизнь, - не раз говорил Павел Яковлевич. - И прежде всего потому, что в те годы я узнал много замечательных людей, знакомство с которыми не прошло бесследно. Именно тогда, в Одесском училище, я впервые увидел и услышал человека, который стал для меня образцом военного летчика - отважного белоруса-земляка Сергея Ивановича Грицевца".

Великая Отечественная война застала П. Я. Головачева на полевом аэродроме в Одесской области. Здесь он и его друзья получили боевое крещение. В первый же день войны аэродром подвергся сильному бомбовому удару. Часть наших самолетов была повреждена на земле, появились убитые и раненые, но струсивших и растерявшихся не было.

Уже в первую неделю войны на боевом счету летчика П. Я. Головачева появился первый сбитый "мессершмит". В дальнейшем этот счет продолжал расти.

Осенью 1941 года П. Я. Головачев в составе 69-го истребительного полка под командованием майора Л. Л. Шестакова участвовал в героической обороне Одессы. За это время летчиками авиаполка было произведено шесть с половиной тысяч боевых вылетов и сбито более 100 самолетов противника. За мужество и героизм, проявленные при обороне Одессы, 12 летчиков были удостоены звания Героя Советского Союза, 150 человек - награждены орденами и медалями. Полк был отмечен орденом Красного Знамени и в марте 1942 года стал гвардейским.

Гвардейское звание и высокие награды Родины еще больше окрылили личный состав части. После освоения новой боевой техники полк перебазировался под Харьков, здесь пришлось вести ожесточенные воздушные бои против пре-oвосходящих сил врага.

В середине июля 1942 года началась Сталинградская битва, длившаяся 200 дней и ночей. Гвардии старший-лейтенант П. Я. Головачев был ее активным участником. Он совершил более 150 боевых вылетов, сбил восемь самолетов противника. На его груди появились боевые награды - ордена Красного Знамени и Отечественной войны I степени. Отважный летчик-истребитель был принят в ряды Коммунистической партии.

В одном из воздушных боев 23 августа он был ранен. В этот день П. Я. Головачев с шестеркой ЛаГГов прикрывал переправу наших войск через реку Дон у города Калач. Наши истребители трижды вступали в бой и сбили три самолета противника. Едва успели они возвратиться на свой аэродром, как над ним появилось двадцать "юнкерсов". Советские летчики снова поднялись в воздух и вступили в схватку.

"Набрав высоту 4 тысячи метров, - рассказывал потом П. Я. Головачев,- я атаковал бомбардировщик, замыкавший строй. "Юнкере" загорелся и начал разваливаться". Расправившись с одним. Головачев устремился ко второму вражескому бомбардировщику, но в это время его самолет был подбит, а сам он ранен и на миг потерял сознание. Вращаясь, машина начала падать, быстро приближаясь к земле. Придя в сознание летчик приостановил ее вращение, но в это время самолет ударился фюзеляжем о высокий берег Дона. Хвост самолета отвалился, а кабина и мотор поползли по земле. Раненого, потерявшего зрение П. Я. Головачева подобрали наши воины и направили в полевой госпиталь. Здесь работал тогда знаменитый окулист профессор Филатов, который и сделал Павлу Яковлевичу операцию, вернув ему зрение. Через 45 суток после ранения летчик был снова в строю и продолжал сражаться, сбив еще один фашистский самолет.

После разгрома окруженной под Сталинградом 330-тысячной немецко-фашистской группировки советские войска стремительно продвигались на запад. Враг ожесточенно сопротивлялся, цепляясь за каждую естественную преграду. К весне 1943 года линия фронта проходила по реке Миус недалеко от Таганрога. Наши войска готовились к прорыву вражеской обороны. Летчики-истребители вели охоту за фашистскими стервятниками, сопровождали своих штурмовиков, летевших на бомбежку вражеских позиций. П. Я. Головачев все это время находился на фронте, почти каждый день участвуя в воздушных боях, проявлял при этом исключительный героизм и мужество. Вот несколько боевых эпизодов из его летной биографии.

25 марта по приказу командира дивизии полковника Б. А. Сиднева (ныне генерал-полковник в отставке, Герой Советского Союза) все три полка поднялись в воздух для встречи большой группы самолетов противника Командиру же звена старшему лейтенанту П. Я. Головачеву и его четверке было приказано оставаться в готовности номер один на аэродроме. Если наши истребители получат повреждения или будут возвращаться с малым запасом горючего, нужно было подняться в воздух и прикрыть их от истребителей противника, которые базировались в Таганроге. Погода в этот день была безоблачной, видимость отличная. Самолеты противника не появлялись. Чтобы не расходовать моторесурс и горючее, комдив приказал самолетам совершить посадку и дозаправиться, а Головачеву было приказано взлететь всем звеном и обеспечить прикрытие их посадки.

"Мы набрали высоту 5 тысяч метров, - вспоминал годы спустя Павел Яковлевич, - и стали барражировать вдоль реки Дон от Батайска до Азовского моря. В это время у ведущего второй пары А. Чиликина начал перегреваться мотор. Я приказал ему идти на посадку. Мы остались втроем. Вскоре к нам на помощь взлетел командир эскадрильи гвардии капитан Амет-хан Султан (впоследствии дважды Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель, лауреат Государственной премии). Мы развернулись над Батайском. Видим, словно черная стая птиц, летит большая группа самолетов противника. Впереди три "хейнкеля". Амет-хан первым атакует "хейнкелей", но в это время на него сверху сваливаются четыре "мессершмита". Я прицеливаюсь и сбиваю ведущего группы; он переворачивается, загорается и падает на строй своих бомбардировщиков. Те испугались тарана и стали делать правый отворот, беспорядочно бросать бомбы и уходить в сторону Азовского моря. На первой минуте боя падают четыре машины (3 вражеских и одна наша). На помощь взлетают остальные наши дозаправившиеся самолеты, и мы вместе начали добивать группу противника, в которой, как впоследствии выяснилось, было 100 бомбардировщиков и 60 истребителей. Советские асы в этом бою сбили 44 самолета противника, потеряв 3 своих самолета и одного летчика (два спаслись на парашютах)".

...В двадцатых числах июля 1943 года наши войска, прорвав линию обороны немцев на реке Миус, севернее населенного пункта Матвеев Курган, дошли до реки Кальмиус. В прорыв вошли механизированные части. Противник решил нанести контрудар по нашим вклинившимся войскам. С этой целью он сосредоточил до двух танковых дивизий СС и большое количество пехоты и артиллерии. Нужно было сорвать коварный замысел врага, и 9-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиаполк получил приказ - прикрыть штурмовиков, наносивших бомбовый удар по противнику.

Эта задача до деталей была разработана с летным составом на земле. Боевые машины были расставлены для взлета четверками. Летчики первых двух четверок находились в самолетах, остальные- около боевых машин. Летчикам предстояло выйти шестью четверками "яков" западнее цели на 20 - 25 километров, где должны были наносить удар группы наших "илов", занять рубеж и не допустить в район цели ни одного истребителя противника. Вылетели во второй половине дня 23 июля, пришли в заданный район и приступили к выполнению задания.

Истребители противника неоднократно делали попытки прорваться в район действий штурмовиков, но безрезультатно. Советские летчики провели три воздушных боя с "мессершмитами", не пропустив ни одного из них к цели.

Благодаря такому надежному прикрытию штурмовики успешно решили задачу: нанесли ощутимый ущерб живой силе и технике врага, сорвали контрудар, не потеряв при этом ни одной машины. Командующий фронтом генерал-полковник Ф. И. Толбухин оценил действия штурмовой и истребительной авиации на "отлично".

21 августа 1943 года на том же фронте шестерка наших истребителей успешно провела бой против 60 самолетов противника. Вот как это было...

В тот день перед авиационным полком была поставлена нелегкая задача: прикрыть наземные войска, сосредоточенные перед прорывом обороны противника и части, вошедшие в прорыв, от воздействия бомбардировочной авиации врага.

"Мы вылетели в 10.20 утра, - рассказывал Павел Яковлевич, - с полевого аэродрома, расположенного в 20 километрах от линии фронта. Ведущим шестерки был гвардии капитан Амет-хан Султан, его ведомым - гвардии лейтенант Борисов; вторую пару вел гвардии старший лейтенант Сафонов, его ведомый - гвардии капитан Легкий. Ведущим третьей пары был я, а моим ведомым- гвардии лейтенант Мальков. Пришли в район юго-западнее м. Куйбышево (на реке Миус) на высоте 4500 метров. Солнце было с нашей стороны, погода безоблачная.

В 10 часов 40 минут заметили три группы бомбардировщиков противника. Самолеты летели нам навстречу на высоте четыре тысячи метров колонной, по 20 самолетов в каждой группе. Амет-хан Султан передал по радио команду верхней паре наших самолетов перестроиться по фронту, а затем приказал: "Атакуем всей шестеркой в лоб".

Воздушный бой начался над передним краем обороны противника в 10.43. После первой атаки "ястребки" сбили четыре вражеских бомбардировщика, но вышла из боя и пара наших самолетов (один был подбит и направился на свой аэродром, другой его сопровождал).

После атаки первая группа самолетов противника рассыпалась, в панике начала бросать бомбы на головы своих войск и уходить. А наша четверка, сделав правый боевой разворот, по команде ведущего снова атаковала, на этот раз сзади и сверху, вторую группу "юнкер-сов". После второй атаки наши летчики сбили еще два вражеских бомбардировщика и один подбили. Остальные самолеты противника обратились в бегство".

В это время ведомый Амет-хана Борисов тоже вышел из боя: забарахлил мотор. Головачев приказал своему ведомому его прикрыть.

Теперь Павел Головачев остался вдвоем с Амет-ханом. Выйдя боевым разворотом из атаки, советские истребители атаковали третью группу бомбардировщиков, шедшую сзади. Они подбили два "хейнкеля", но в это время у воздушных бойцов кончились боеприпасы, к тому же самолет Амет-хана был подбит. Он не дотянул пять километров до своего аэродрома и сел в поле на фюзеляж.

Так закончился воздушный бой, в ходе которого было сбито 6 и подбито 3 самолета противника...

В этом бою Амет-хан Султан и Павел Головачев сбили по два и подбили по одному самолету. Летчики Сафонов и Борисов сбили по одному и подбили один самолет противника.

Отличился П. Я. Головачев также при прорыве линии обороны немцев на реке Молочной около города Мелитополя и при освобождении этого города.

Шестерку истребителей, в которую входил Павел Головачев, снова вел Герой Советского Союза гвардии капитан Амет-хан Султан. Летчики встретили 20 "юнкерсов-87" под прикрытием десяти "мессершмитов". Наши асы смело вступили в бой и сбили 8 самолетов. Потерь с нашей стороны не было.

За этот и другие героические подвиги гвардии старшему лейтенанту П. Я. Головачеву Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

К этому времени на боевом счету летчика числилось 18 сбитых самолетов противника.

30 декабря 1944 года, пожалуй, один из самых памятных дней в жизни Павла Яковлевича. В этот день на высоте девять тысяч метров он таранил немецкий самолет-разведчик "юнкерс-88".

Головачев в паре с ведомым на высоте пять тысяч метров барражировал вдоль линии фронта. Прошло около 25 минут, противника не было и с командного пункта по радио дали команду следовать на аэродром. Головачев уже хотел выполнить ее, как вдруг увидел выше себя самолет противника.

Солнце стояло на западе: противник - хорошо видел истребителей, а они его - плохо. "Переходим на солнечную сторону!"- приказал ведомому Головачев. Маневр удался: противник потерял истребителей, и они пошли в атаку.

Девять тысяч метров. Ведомый Головачева оказался на этой высоте первый раз и от недостатка кислорода почувствовал себя плохо. Головачев остался один... Вот "юнкере" в прицеле. Летчик нажимает на гашетки, но огня нет. А самолет противника совсем рядом, и упустить его нельзя. Скорость - предельная. Головачев убрал обороты, чтобы смягчить удар...

"Про тараны, - говорил потом Головачев,- я много читал. Думал, что мои самолет рассыплется, а потому расстегнул ремни, снял ноги с педалей и приготовился к прыжку. Но смотрю, моя машина штопорит и ничего от нее не отлетает. Я поставил обратно ноги на педали, ручку отдал от себя, и вращение самолета прекратилось. Ниже меня падал самолет противника. На высоте пять тысяч метров обнаружил, что сильно трясет мотор. Я выключил его, подобрал наивыгоднейший угол и начал планировать на свой аэродром.

Сел. Вылез из кабины. Смотрю: лопасти винта самолета согнуты и черная краска на обратной стороне винта стерлась, а желто-зеленая от немецкого самолета наварена. Между цилиндрами мотора - куски дюраля. Центроплан поцарапан, головка фотопулемета разбита".

К вечеру на аэродром прилетел командующий воздушной армией генерал-полковник авиации дважды Герой Советского Союза Тимофей Тимофеевич Хрюкин. наблюдавший с земли поединок с "юнкерсом". Был построен полк, и генерал вручил отважному летчику орден Красного Знамени.

Свой 125-й воздушный бой прославленный ас провел над Берлином. Там он сбил еще два самолета врага.

30 июня 1945 года в печати был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении П. Я. Головачеву звания дважды Героя

Советского Союза и награждении его второй медалью "Золотая Звезда".

После войны прославленный летчик продолжал службу в Военно-воздушных силах на высоких командных должностях, уделял большое внимание воспитанию достойной боевой смены.

В июле 1972 года после тяжелой и продолжительной болезни П. Я. Головачев скончался. Но, как сказал поэт, герои не уходят в запас и не умирают. Их подвиги остаются запечатленными в произведениях литературы и искусства, их имена увековечиваются в названиях улиц и площадей, промышленных предприятий и школ, колхозов и совхозов... 'Они - навечно в памяти народной.

Таким героем, чье имя и подвиги бессмертны, является и дважды Герой Советского Союза П. Я. Головачев. Решением Совета Министров БССР его именем названы Гомельское ГПТУ ? 56. улица в Гомеле, совхоз на его родине в Буда-Кошелевском районе. На Гомельском деревообрабатывающем комбинате, где начал свой трудовой путь герой, установлена мемориальная доска. Еще при жизни коллектив предприятия присвоил ему почетные звания токаря и ударника коммунистического труда.

В музее Краснознаменного Белорусского военного округа в Минске есть любовно оформленный уголок П. Я. Головачева. Представленные в экспозиции музея фотографии и документы рассказывают о жизни и боевой деятельности героя Великой Отечественной войны.


Содержание