АВИАТЕМА: БИБЛИОТЕКА: КАТЫШЕВ Г.И., МИХЕЕВ В.Р. АВИАКОНСТРУКТОР И.И. СИКОРСКИЙ
Издание:
Катышев Г.И., Михеев В.Р.Авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. 1889-1972.
- М.: Наука, 1989.-176с. Тираж 10000.
Серия "Научно-биографическая литература".

Аннотация издательства:
Это - первая на русском языке творческая биография И.И. Сикорского - выдающегося авиаконструктора XX века, 100-летний юбилей которого отмечается мировой-общественностью в июне 1989 г. С именем Сикорского связано становление отечественной авиации, создание первых в мире многомоторных воздушных кораблей "Русский витязь" и "Илья Муромец", ставших родоначальниками всей тяжелой мировой авиации. Воздушные лайнеры Сикорского в 30-е годы первыми в мире соединили континенты. Огромен вклад И.И. Сикорского в развитие мирового вертолетостроения. Книга написана на основе редких архивных материалов, иллюстрирована оригинальными фотографиями и может быть интересна широкому кругу читателей.


  • Книга в архиве:sikorsky1992.zip (217 kb)
  • Содержание
    Предисловие
    От авторов
    Истоки призвания
    Первый аэроплан Первый полет
    Новый этап

    РБВЗ
    "Гранд"
    Результаты 1913 г.
    "Илья Муромец" .
    Перелет Петербург- Киев- Петербург
    Эскадра воздушных кораблей

    Отъезд
    Новый старт
    Эмигрант
    Новые машины
    Крылья над континентами
    Летающие клиперы
    Лайнер, соединяющий континенты

    Немного из истории вертолетов
    VS-300
    R-4
    Первый перелет
    Серийное производство и применение
    Первое поколение вертолетов. Победа одновинтовой схемы.

    Летающий кран
    Семья Сикорских
    Вертолеты второго поколения с литерой "S"
    Вертолеты третьего поколения и фирма Сикорского
    Итоги

    Приложение 1. Технические данные самолетов И.И. Сикорского
    Приложение 2. Технические данные вертолетов И.И. Сикорского
    Основные даты жизни и деятельности И.И. Сикорского
    Литература

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    Начало XX в. ознаменовалось бурным развитием авиации. Вслед за братьями Райт, поднявшими свой самолет в воздух, разработкой авиационной техники занялись многие конструкторы и изобретатели. В России тоже началась активная постройка натурных самолетов и вертолетов. Далеко не все они были удачны. Конструкторам-энтузиастам часто не хватало опыта и знаний, а подчас и таланта. Некоторым так и не удалось оторваться от земли. Другие построили в зависимости от своих финансовых возможностей по нескольку аппаратов, представлявших собой, как правило, слегка измененные копии зарубежных образцов. Только немногие конструкторы были способны построить оригинальный самолет, не уступающий по своим характеристикам передовым образцам. Среди них наиболее яркой фигурой в российской авиации предстает Игорь Иванович Сикорский.

    И.И. Сикорский по праву может считаться одним из основоположников отечественной авиационной промышленности, он создатель одного из первых российских вертолетов. Построенные им самолеты побеждали на международных соревнованиях. В 1913 г. Сикорский построил первые в мире многомоторные самолеты, в возможность создания которых в то время никто не верил. Во время Первой мировой войны под его руководством создавались первые русские тяжелые бомбардировщики, истребители, ближние и дальние разведчики, штурмовики, авиационные двигатели, приборы и вооружение, разрабатывалась тактика применения авиации и многое другое. Оказавшись в эмиграции, И.И. Сикорский, несмотря на отсутствие серьезной финансовой поддержки, сумел, сплотив вокруг Себя группу энтузиастов, создать предприятие, которое впоследствии стало одним из ведущих производителей авиационной техники в США. Самолеты Сикорского эксплуатировались американскими авиакомпаниями на разных широтах, в различных частях Света. На его межконтинентальных воздушных лайнерах впервые началась перевозка пассажиров через океаны. И.И. Сикорским построен первый в мире работоспособный вертолет классической одновинтовой схемы. С аппаратов Сикорского началось мировое серийное производство и эксплуатация вертолетов. Под его руководством были созданы вертолеты различных весовых категорий и разного назначения. Созданная им фирма до настоящего времени является ведущим производителем вертолетов за рубежом.

    К сожалению, имя И.И. Сикорского неизвестно широкому кругу питателей из-за проводившейся ранее политики умалчивания о судьбе наших соотечественников за рубежом. Наступившая эпоха гласности способствует перестройке мышления и позволяет по-новому взглянуть на нашу историю, дает возможность осветить яркую творческую биографию самородка России, выдающегося авиаконструктора XX в. И.И. Сикорского, столетний юбилей которого отмечается в июне 1989 г. Книга Г.И. Катышева и В.Р. Михеева позволяет познакомиться с творческим путем Сикорского, оценить вклад этой незаурядной личности в мировую авиацию. Хороший язык легкая и занимательная манера изложения материала, уникальные фотографии делают книгу, несмотря на обилие технических подробностей, легко читаемой и интересной не только для авиационных специалистов, но и для всех. кто интересуется историей авиации и просто отечественной историей.

    Немного об авторах. Геннадий Иванович Катышев - авиационный инженер, мастер спорта СССР, в прошлом член сборной страны по высшему пилотажу. Ему принадлежит ряд рекордов скорости и дальности полета на самолетах. В 1986 г. в серии 'Научно-биографическая литература АН СССР" вышла его книга "Создатель автожира Хуан де ла Сьерва". Вадим Ростиславович Михеев - кандидат технических наук, много лет занимается историей авиационной техники, автор ряда статей по истории вертолетостроения Творческий союз авторов позволил создать интересную книгу -первую научную биографию И.И. Сикорского на русском языке.

    Академик И.Ф. Образцов


    ОТ АВТОРОВ

    В любой области человеческой деятельности есть люди, которые своим талантом, самоотверженностью, упорством и трудолюбием оставляют после себя заметный след. Часто у таких людей нелегкая судьба, и, если они выдерживают все невзгоды до конца, человечество вдруг с удивлением осознает себя на новой ступеньке познания мира.

    К числу таких людей можно отнести и нашего знаменитого соотечественника Игоря Ивановича Сикорского, внесшего огромный вклад в развитие мировой авиации, и этот вклад трудно переоценить. С его именем связаны первые полеты российских аэропланов, первые оригинальные отечественные конструкции летательных аппаратов, которые во многом были впереди лучших иностранных и марок. А создание многомоторных тяжелых самолетов - это как взорвавшаяся бомба в авиационном мире. Считалось, что построить тяжелый самолет нельзя. Теоретики напрочь отвергали какую возможность. Сикорский же во главе группы энтузиастов сумел сделать смелый шаг в неведомое и построил четырехмоторный гигант, который явился родоначальником всей мировой тяжелой авиации и сразу стал устанавливать ошеломляющие мировые рекорды продолжительности полетов при большой для того времени грузоподъемности. По сути дела, создание такого самолета произвело революционный переворот в умах людей, который опрокинул множившиеся догмы расчета, постройки и применения самолетов и позволил по-иному взглянуть на авиацию в целом, увидеть перспективы ее развития и новые возможности.

    Нестандартное мышление молодого инженера и конструктора, незаурядные способности летчика-испытателя видеть все преимущества и недостатки машины, склонность к анализу и обобщениям, редкая способность принимать смелые решения, невзирая на отрицательное мнение маститых ученых, упорство, энергия и трудолюбие, полная самоотдача и преданность небу - вот та основа, которая позволила И.И. Сикорскому в течение нескольких десятков лет быть в первых рядах творцов передовой авиационной техники.

    Это человек сложной судьбы. Он не понял революцию в России, не принял ее и вынужден был эмигрировать. Сикорский не принял революцию, но он не был врагом Советского государства, новой России.

    Молодой перспективный инженер и талантливый летчик, бывший на высоте признания и в фокусе российской славы, вдруг оказался среди эмигрантов, никому не нужных "второсортных" людей послевоенной Америки. Это было тяжелое время. Только вера в свою звезду, верность небу и локоть русского эмигранта помогли И.И. Сикорскому, несмотря на невероятные трудности, закрепиться в авиации и снова занять в ней достойное место.

    Он предвидел развитие авиации и всегда работал на завтрашний день. Его машины отличались простотой и оригинальностью, смелостью конструкторских решений, изяществом аэродинамической формы. И там за океаном они продолжали бить мировые рекорды.

    Первые пассажирские лайнеры, которые соединили континенты - летающие лодки и амфибии, - это тоже машины И. И. Сикорского.

    Острое чувство необходимости постоянной работы над новым привело Сикорского - одного из первых энтузиастов винтокрылой авиации России - к постепенной доводке до работоспособного состояния классической одновинтовой схемы вертолета. В 1941 г. его вертолет уже побил мировой рекорд продолжительности пребывания в воздухе - более полутора часов. К концу второй мировой войны серийные вертолеты нашли свое достойное применение в повседневной практике. А после войны началось завоевание мира вертолетом, без которого в настоящее время практическая деятельность человека немыслима.

    Почему же мы обратились к данной теме? На этот вопрос однозначно ответить трудно. Попробуем сослаться на газету "Правда" от 16 ноября 1987 г., где, в частности, говорится: "Наши соотечественники за рубежом. Еще недавно мы делали вид, что их как бы не существует.

    ...А между тем там вдали от дома отцов живут миллионы наших соотечественников: русские, украинцы, белорусы, армяне, евреи, и многие из них вовсе не обременены грузом неискупимой вины. Есть среди них, конечно, и враги, закоренелые, неисправимые, но большинство - люди очень разные, с разными, часто сложными жизненными судьбами. Если мы хотим видеть мир таким, какой он есть, то пора трезво, честно и прямо взглянуть на этот вопрос - соотечественники, оказавшиеся за границей. И, отделяя зерна от плевел, воздать должное достойным..." Насколько нам удалось воздать должное, читатель узнает, прочтя эту книгу.

    Объем книги не позволил охватить всю многогранную деятельность И.И. Сикорского, и авторы ограничились лишь освещением наиболее ярких моментов деятельности пионера авиации, выдающегося конструктора, жизнь которого была настолько богата, что смогла бы вместить в себя несколько жизней и каждая по-своему была бы блистательна.

    Основными источниками служили нью-йоркские прижизненные издания: автобиографическая книга "История крылатого "С"" и "Игорь Сикорский. Его три карьеры в авиации" Ф. Делира. Кроме этого, "История конструкций самолетов в СССР до 1938 г." В.Б. Шаврова, документы ЦГВИА, а также периодические издания России тех лет, такие, как "Техника воздухоплавания", "Русский инвалид", "Воздухоплаватель", "Аэро- и автомобильная жизнь", "Авитомобильная жизнь и авиация" и др.

    В целях исключения возможных ошибок все даты, касающиеся России до 1917 г. включительно, приводятся по старому стилю начиная с 1918 г. - по новому.

    Авторы выражают искреннюю благодарность А.В. Климиксееву за предоставление из семейного архива ряда уникальных фотографий, которые позволили уточнить несколько важных деталей, а Также В.Н. Бычкову и А.В. Богданову за помощь, оказанную при Подготовке книги.


    OCR и правка: Каргапольцев С.В.

    P.S. Иллюстрации не сканировал.
    Все сноски помешены прямо в текст в скобках [ ].