ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Когда над землей прокатится гул ракетного двигателя, и по небу промелькнет изящный силуэт серебристого самолета с опознавательными знаками - бело-красными шашечками, в Польше не найдется человека, который не поднял бы вверх голову и не проводил летящую машину
Дружелюбным, приветливым взглядом.
За штурвалом такого современного реактивного самолете сиди польский пилот - человек, олицетворяющий мечты и стремления не одного мальчугана.
Ежегодно многие польские юноши переступают порог Демблинской школы военных пилотов. И каждый год из стен этого прославленного военного учебного заведения выходит новый отряд ее выпускников - пилотов военной авиации народной Польши. Растет, развивается и крепнет наша авиация, становится все более современной.
Но помним ли мы о днях, когда она только рождалась? Знаем ли мы людей, которые закладывали фундамент ее нынешней силы и вписывали первые страницы ее героической летописи?
О тех годах, далеких, трудных, мы хотим рассказать в этой книге.
Это будет рассказ о том, как рождалась и крепла военная семья летчиков 11-го истребительного авиационного полка, об их сражениях в последние дни второй мировой войны.
История полка была сложной, а боевой путь прямым. Полк был организован, как и другие прославленные, легендарные части народного Войска Польского, на территории Советского Союза при огромной помощи советских специалистов: командиров, инструкторов, механиков.
11-й истребительный авиаполк прошел сложный боевой путь от Кпрловки под Харьковым, где создавался польский авиационный корпус, через прифронтовые аэродромы Илендже, Кутно, Бэленгах до Ейхштадта, затем в составе 3-й польской дивизии истребительной авиации, позднее получившей наименование Бранденбургской, принимал участие в последней схватке с врагом в небе над Бердином и Эльбой.
В дни фронтовой жизни закалилась и укрепилась боевая дружба. Советские летчики помогали нашим молодым парням овладевать сложной авиационной техникой. Советские летчики обучали своих польских друзей искусству метать и бороться, а затем вели за собой в бой за общее правое дело. Среди советских товарищей по оружию были двадцатилетний старший летчик Игорь Георгиевский, летчик Михаил Пономарев, двадцати одного года, и инженер радиосвязи этого авиационного полка лейтенант Иван Юрков. Герой последних победных воздушных боев полка над рекой Гавель Александр Красуцкий, пилоты Ян Голубицкий, Стефан Лобецкий и другие прибыли в часть уже в первые послевоенные месяцы. Общий боевой путь объединил этих людей, сражавшихся под эмблемой звезд и шашечек.
Полку довелось принимать участие в последних сражениях. Хорунжий Славек Скибипа и командир эскадрильи капитан Шота Грудзелишвили погибли в последние дни войны, на пороге великой Победы. Память о них, об их подвиге живет и поныне.
Кем эти два пилота были бы сегодня? Они могли стать командирами авиационных полков, а может, преподавателями в военных академиях, воспитателями молодых поколений летчиков.
Они остались символом солдатского самопожертвования, верности присяге, символом сцементированной кровью польско-советской дружбы и боевого братства по оружию. Их жизнь - пример для нынешней молодежи, для тех, кто уже носит военную форму, и для тех, кто сегодня или завтра наденет форму польского солдата.