АВИАБИБЛИОТЕКА: МОНАСТРЫСКИЙ А., ЛОБАЧ З. "ШАШЕЧКИ И ЗВЗЕДЫ"
Издание:
Монастырский Анжей и Лобач 3енон
Шашечки и звезды.
М., Воениздат, 1977. 174 с. Тираж - 65000

Andrzej Monastyrski Zenon Lobacz
Szachownice i gwaizdy Warszawа 1974
Пер. с польского В. А. Глазова и П. К. Костикова.

Аннотация издательства:
Авторы повествуют о школе мужества, которую прошел в период второй мировой войны 11-й авиационный истребительный полк Войска Польского, скомплектованный в СССР при активной помощи советских летчиков и инженеров. Красно-белые шашечки - опознавательный знак на плоскостях самолетов польских ВВС.
Книга посвящена боевым будням полка в трудное для Советского Союза и Польши время - в период тяжелой борьбы с гитлеровской Германией. Авторы рассказывают, как рождалось и крепло братство по оружию между СССР и Польшей, о той громадной помощи, которую оказал Советский Союз Польше в строительстве ее вооруженных сил


  • Книга в архиве (197 kb)
    Содержание
    Вместо предисловия
    Боевая родословная
    Семья летчиков растет
    Парни тех памятных дней
    На мосте возрождения
    Обучение - это главая задача
    Над степями Украины
    Новое задание
    Стартуют только отважные
    Дорога в Польшу
    На крыльях на родину
    Подготовка к боям
    На фронт
    Боевое крещение
    Первые бои
    Фронтовые денечки
    Последние бои
    Конец войны
    Снова на польской земле
    Прощание с друзьями

    ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

    Когда над землей прокатится гул ракетного двигателя, и по небу промелькнет изящный силуэт серебристого самолета с опознавательными знаками - бело-красными шашечками, в Польше не найдется человека, который не поднял бы вверх голову и не проводил летящую машину

    Дружелюбным, приветливым взглядом.

    За штурвалом такого современного реактивного самолете сиди польский пилот - человек, олицетворяющий мечты и стремления не одного мальчугана.

    Ежегодно многие польские юноши переступают порог Демблинской школы военных пилотов. И каждый год из стен этого прославленного военного учебного заведения выходит новый отряд ее выпускников - пилотов военной авиации народной Польши. Растет, развивается и крепнет наша авиация, становится все более современной.

    Но помним ли мы о днях, когда она только рождалась? Знаем ли мы людей, которые закладывали фундамент ее нынешней силы и вписывали первые страницы ее героической летописи?

    О тех годах, далеких, трудных, мы хотим рассказать в этой книге.

    Это будет рассказ о том, как рождалась и крепла военная семья летчиков 11-го истребительного авиационного полка, об их сражениях в последние дни второй мировой войны.

    История полка была сложной, а боевой путь прямым. Полк был организован, как и другие прославленные, легендарные части народного Войска Польского, на территории Советского Союза при огромной помощи советских специалистов: командиров, инструкторов, механиков.

    11-й истребительный авиаполк прошел сложный боевой путь от Кпрловки под Харьковым, где создавался польский авиационный корпус, через прифронтовые аэродромы Илендже, Кутно, Бэленгах до Ейхштадта, затем в составе 3-й польской дивизии истребительной авиации, позднее получившей наименование Бранденбургской, принимал участие в последней схватке с врагом в небе над Бердином и Эльбой.

    В дни фронтовой жизни закалилась и укрепилась боевая дружба. Советские летчики помогали нашим молодым парням овладевать сложной авиационной техникой. Советские летчики обучали своих польских друзей искусству метать и бороться, а затем вели за собой в бой за общее правое дело. Среди советских товарищей по оружию были двадцатилетний старший летчик Игорь Георгиевский, летчик Михаил Пономарев, двадцати одного года, и инженер радиосвязи этого авиационного полка лейтенант Иван Юрков. Герой последних победных воздушных боев полка над рекой Гавель Александр Красуцкий, пилоты Ян Голубицкий, Стефан Лобецкий и другие прибыли в часть уже в первые послевоенные месяцы. Общий боевой путь объединил этих людей, сражавшихся под эмблемой звезд и шашечек.

    Полку довелось принимать участие в последних сражениях. Хорунжий Славек Скибипа и командир эскадрильи капитан Шота Грудзелишвили погибли в последние дни войны, на пороге великой Победы. Память о них, об их подвиге живет и поныне.

    Кем эти два пилота были бы сегодня? Они могли стать командирами авиационных полков, а может, преподавателями в военных академиях, воспитателями молодых поколений летчиков.

    Они остались символом солдатского самопожертвования, верности присяге, символом сцементированной кровью польско-советской дружбы и боевого братства по оружию. Их жизнь - пример для нынешней молодежи, для тех, кто уже носит военную форму, и для тех, кто сегодня или завтра наденет форму польского солдата.


  • OCR и правка - Каргапольцев Сергей